17 мая 2000 года
11. Благоразумие
делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным
к проступкам. (Библия, гл.19, стр. 752)
Однажды, кто-то
из мудрецов, на вопрос о том, что такое по его мнению мудрость, сказал:
"Мудрость - это снисходительность к чужим проступкам". И вот я нашёл
подтверждение этим словам в Библии. Действительно, если задуматься,
то в слове "снисходительность" заложен глубочайший смысл.
Прежде всего снисходительность
- это отсутствие осуждения. Кто из нас может похвалиться тем, что он
не осуждает других людей? По-моему каждый день мы только этим и занимаемся,
что осуждаем других, забывая покритиковать себя. Даже в мелочах, когда
мы ворчим друг на друга - мы осуждаем. Я уже говорил однажды, что каждый
человек имеет свой характер и жизненный опыт, своё мировоззрение и свою
манеру общения, свой стиль жизни и свои понятия о ней. Прежде чем высказать
какое-то мнение или совершить какой-либо поступок, этот человек прожил
целую жизнь. Насколько же глупо заявлять о том, что этот человек не
прав, перечёркивая тем самым весь его жизненный опыт.
Нет же, он по-своему
прав, потому что принимает решение исходя из опыта своей, а не нашей
жизни. Другое дело, что его решение может быть ошибочным или может идти
вразрез с общепринятыми нормами, так это уже дело его образованности.
По этому поводу у Айванхова есть отличная интерпретация, которая заключается
в том, что если два человека находятся по разные стороны сферы - один
снаружи, а другой внутри, - то каждый из них будет утверждать абсолютно
противоположные истины. Один будет говорить, что сфера вогнутая, а другой
- что она выпуклая. Тем не менее они оба правы, просто смотрят на одну
и ту же вещь по-разному.
Так вот задача мудреца
не осуждать кого-либо из этих людей, но найти способ объяснить им, что
сфера одновременно и выпуклая и вогнутая. Всё зависит от того, с какой
стороны мы на неё посмотрим. Поэтому никогда не надо осуждать людей
за их проступки и говорить им о том, как они глубоко не правы, но всегда
нужно пытаться их понять и принять такое справедливое решение, которое
не шло бы вразрез с их убеждениями. Я знаю, что не открыл ничего нового
этим своим рассуждением, но я сейчас занимаюсь тем, что убеждаю самого
себя поступать именно так, а не иначе… Та мысль, которую я часто повторяю,
со временем становится моей личной. А за личной мыслью, всегда следуют
личные действия…
Нет хуже желанья
- быть правым всегда,
У правды -
есть много обличий.
Бывает ведь правда в руках палача,
Занесшего меч над убийцей.
И правда бывает в горе людском,
Когда Бог им шлёт испытанья.
Бывает правда и в гневе мирском,
От терпящих сверх наказанья.
Есть правда - во
лжи, есть правда - в грехе,
Понятие правды бывает размыто.
Но Истина Божья - правит везде,
И в правде не каждой сокрыта.
Она - сверх того,
что правдой зовём,
Она - сверх людского сознания.
Но если душою её призовём,
Расширятся наши познания.
Нет права у нас,
судить о других,
В своих бы делах разобраться.
А боле того, не зная судьбы,
Зачем же самим зарекаться?
Возможно поступим
мы хуже того,
Кого осуждаем сегодня.
И как сбережёмся от суда его,
Когда наши роли сменятся…