Дао дэ цзин
фрагменты из "Книги о Пути и Силе" Лао-Цзы

Часть 1

...

§ 2

Стоит всем в Поднебесной узнать,
что прекрасное - это прекрасное,
тут же появляется безобразное.
Стоит всем узнать,
что добро - это добро,
тут же появляется зло.
И потому
то, что порождает друг друга - это бытие и небытие,
то, что уравновешивает друг друга - это тяжелое и легкое,
то, что ограничивает друг друга - это длинное и короткое,
то, что служит друг другу - это высокое и низкое,
то, что вторит друг другу - это голос и звук,
то, что следует друг за другом - это прошедшее и наступающее,
и так без конца.
Вот почему
мудрый живет себе спокойно, свободный от озабоченности делами,
действуя, руководствуется "знанием без помощи слов".
Вся тьма вещей существует издавна, но их существованию нет начала.
Рождаются, но не пребывают,
действуют, не надеясь на других,
добиваясь успеха, не останавливаются на этом.
Ведь только тот, кто не останавливается, не отстанет в Пути.

...

§ 7

Небо - величайшее из существующего, Земля - древнейшее из существ.
Благодаря чему Небо и Земля достигли и величия, и долголетия?
Они живут, словно забыв о себе,
потому и достигли столь почтенного возраста.
Вот почему мудрый не принуждает себя, и тело само выбирает дорогу.
Отстраняет от работы свое собственное "я" и тем продлевает себе жизнь.
Но разве не получается, что так он действует во вред себе?
Наоборот, только так и можно достичь полноты своих свойств.

...

§ 12

Тот, кто смотрит на мир с помощью пяти цветов, подобен слепому.
Тот, кто слушает с помощью пяти звуков, подобен глухому.
Тот, кто вкушает с помощью пяти вкусов, вводит себя в заблуждение.
Когда в погоне за добычей мчишься по полю во весь опор,
сердце твое делается безудержным и слепым.
Добывая в поте лица ценности и украшения,
ты действуешь во вред себе.
И потому
мудрый ощущает мир животом, а не только глазами,
поскольку, отказываясь от одного, он обретает другое.

§ 13

Как слава, так и позор причиняют одни беспокойства.
Страх потерять то, что имеешь, вредит тебе больше всего.
Но почему слава, как и позор, причиняет одни беспокойства?
Успех делает тебя зависимым -
сначала боишься его не найти,
потом боишься его потерять, -
вот почему слава, как и позор, причиняет одни беспокойства.
Почему же страх потерять то, что имеешь, вредит тебе больше всего?
Причина всех моих бед заключается в том, что мне есть что терять.
Когда же мне нечего терять,
то как мне можно причинить вред?
И потому
дорожи не тем, что у тебя есть, а миром, что окружает тебя,
и все, что нужно для жизни, получишь в дар от него.
Люби не себя, а землю, на которой живешь,
и сможешь найти у нее поддержку и опору.

§ 14

Видеть - не значит просто смотреть,
это значит пребывать в покое, слившись с окружающим.
Внимать звукам - не значит просто слушать,
это значит быть безмолвным и пустым.
Соблюдать умеренность - это не значит ограничивать себя подобно скряге,
но значит осуществлять это постепенно, как бы в тайне от себя самого.
Тот, кто практикует эти три вещи,
никогда не исчерпает их до конца,
но, сочетая их вместе, сможет достичь Единого.
Что же суть Единое?
Верх его не светел,
низ его не темен.
Тянется, не прерываясь ни на миг, а по имени не назовешь.
Круг за кругом все в него возвращается, а вещей там никаких нет.
Вот что называется иметь облик, которого нет,
обладать существованием, не будучи вещью.
Вот что называется быть неясным и смутным подобно утренней дымке.
Встречаю его, но не вижу его лица.
Следую за ним, но не вижу его спины.
Строго придерживаясь искусства Пути древних,
ты достигнешь полноты управления настоящим,
познаешь глубочайший исток вещей.
Это и называется знанием основ Пути.


§ 15

Тот, кто осуществляет Путь, которому следовали лучшие люди древности,
достигает удивительных, невообразимых результатов,
глубину которых умом не постичь.
Только тот, кто не стремится к дотошному знанию,
уйдет дальше всех и достигнет глубин.
Говорю тебе:
Будь невозмутимо спокойным, словно перправляешься через реку зимой.
Будь внимательным и осмотрительным, как если бы тебя окружали опасности.
Соблюдай такое достоинство, которое подобает путнику, обретшему лишь временный приют.
Будь раскрытым вовне, подобно замерзшему озеру, которое начало освобождаться от льда.
Будь простым и естественным, подобно самой Природе.
Будь пустым и открытым, подобно долине в горах.
Будь беспорядочно глупым, подобно весенней воде.
Отпустив на свободу желанья, ты строго следи за собой,
и тогда, успокоив свой ум, обретешь ясность духа.
Помня о своей цели, будь терпелив,
ведь изменения - это то, что приходит не сразу, но как бы само собой.
Тот кто придерживается этого Пути, не стремится к избытку.
Лишь тот, кто не стремится к избытку, сможет стать несведущим подобно ребенку
и уже не желать никаких новых свершений.

...

§ 18

Когда отходят от Великого Пути,
тогда и появляется "человеколюбие" и "справедливость".
Когда вокруг много умников,
тогда и появляется "великое заблуждение".
Когда в семье не ладят между собой,
тогда и появляются "сыновья любовь" и "почтительность к старшим".
Когда в государстве беспорядок и смута,
тогда и появляются преданные слуги.

§ 19

Если люди перестанут мудрствовать и отбросят умничанье,
польза их возрастет во сто крат.
Если люди перестанут сострадать друг другу и отбросят тягу к справедливости,
они смогут вернуться к почитанию родителей и взаимной любви.
Если люди перестанут ловчить да выгадывать,
воры и разбойники исчезнут сами собой.
Тот, кто следует этим трем правилам,
достигает искусности, не опираясь ни на что.
В своей жизни руководствуется тем, что видит в простоте и естественности основу силы,
в умалении своекорыстных интересов - освобождение от страстей.

§ 20

Перестань хранить верность вещам, к которым привязан,
и ты освободишься от горя и тоски.
Только так можно обрести опору в жизни,
разве не стоит ради этого отказаться от взаимных упований и надежд?
Пытаясь оказать добро другим, мы причиняем им зло,
разве не стоит нам отказаться от этого?
То, чего боится каждый,
чего нельзя не бояться,
так это оказаться в одиночестве перед лицом собственной смерти,
но никому не миновать этого!
А глянешь вокруг - все торопятся гулять да веселиться,
словно наступил день великого жертвоприношения,
словно опять пришел Новый Год.
Один лишь я - тих и незаметен,
словно то, что не появилось на свет.
Я словно младенец, который еще не умеет смеяться.
Такой усталый, такой грустный!
Подобно страннику, навеки утратившему возможность вернуться назад.
Все люди держатся за свое "я", один лишь я выбрал отказаться от этого.
Мое сердце подобно сердцу глупого человека, -
такое темное, такое неясное!
Повседневный мир людей ясен и очевиден, один лишь я живу в мире непонятном и загадочном.
Как озеро я спокоен и тих.
Неостановимый, подобно дыханию ветра!
Люди постоянно придумывают, чем бы им заняться,
один лишь я живу беззаботно, подобно невежественному дикарю.
Лишь я один отличаюсь от других тем,
что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого.

...

§ 22

Ущербное ныне в свой срок станет цельным,
кривое со временем станет прямым,
то, что пусто теперь, наполнится снова,
и старое будет вновь молодым.
Довольствуясь малым, поймешь, в чем же польза,
стремясь приумножить, не избегнешь тревог.
Вот почему мудрый всем сердцем стремится к Единому
и тем являет пример для всей Поднебесной.
Он не обнаруживает себя
и потому сам видит ясно.
Не считает себя непогрешимым,
и потому сияние его очищается.
Он не борется с собой
и потому достигает успеха.
Не потакает себе
и потому может совершенствоваться.
Лишь тот, кто не стремится оказаться впереди всех,
способен жить в ладу со всей Поднебесной.
Но разве зря говорили в старину, что
"ущербное ныне в свой срок станет цельным"?
Воистину, став цельным, ты убедишься в этом сам.

§ 23

Неслыханные слова рождаются сами собой.
Ураганный ветер не может дуть с утра до вечера,
буря с дождем не может продолжаться целыми днями.
Кто же установил это?
Небо и Земля.
Небо и Земля полны величия, однако и они не вечны,
тем более, может ли человек равняться с ними?
И потому тот, кто в делах следует Дао,
устанавливает с ним связь.
Очищающий свой дух,
вступает в союз с силой Дэ.
Утративший эту связь,
не имеет ничего в своей жизни, кроме потерь.
Для того, кто имеет связь с Дао,
Дао - это то, что дает ему радость.
Для вступившего в союз с силой Дэ,
Дэ - это то, что дает ему радость.
Тот, кто утратил связь с Дао,
всю жизнь довольствуется этим.
Доказывающий не знает,
знающий не доказывает.

§ 24

Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет.
Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.
Тот, кто виден всем, не может видеть сам ясно.
Тот, кто считает себя правым, не может стать лучше.
Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.
Тот, кто потакает себе, не может совершенствоваться.
Находясь в пути
он изо дня в день предается излишествам в еде и совершает никчемные поступки,
и все, что он имеет, внушает ему отвращение.
И потому он на этом пути не обрящет покоя.

...

§ 26

В способности сносить тяготы заключен корень легкости.
В покое заключена основа движения.
Вот почему мудрый все время в пути
и он не пытается сбросить груз со своей повозки.
Если даже и доведется ему оказаться в дворцовой зале,
он будет чувствовать себя там спокойно и беззаботно, подобно случайно залетевшей ласточке.
Ведь что можно поделать с тем, кто, будучи господином, с легкостью взирает на мир
и следует лишь своему собственному Пути?
Обретешь легкость тогда, когда утратишь привязанность к тому, что имеешь.
Обретешь свободу движений тогда, когда отстанет в пути тот, кто управляет тобой.

§ 27

Идущий истинным путем
не найдет отпечатков колес.
Знающий истинные слова
говорит без изъяна.
Лучший план -
это отсутствие плана.
Лучший запор тот,
что не закрывается ничем, - ведь его невозможно взломать.
Лучшие узы те,
что не удерживаются ничем, - ведь их нельзя разрубить.
Вот почему мудрый
всегда готов придти на помощь ближнему
и потому он не сторонится людей.
Всегда готов помочь любой твари
и потому он не скрывается ни от кого.
Это и называется "быть ясным и открытым".
И потому
тот, кто стремится улучшить жизнь людей, не может быть им хорошим наставником;
тот, кто не стремится оказать благодеяние людям, тем легче может помочь им.
Не цени высоко свои наставления,
не дорожи тем, что имеешь,
ведь знания - это великое заблуждение.
И это воистину глубокая мысль.

...

§ 30

Тот, кто следует Дао, служит и людям, и повелителю,
но он не является тем солдатом, кто старается ради других.
То, чему он служит, он всегда готов оставить с легким сердцем,
ведь он стремится лишь к покою и согласию,
а служба и дела - это то, что порождает колючки и тернии на пути к этому.
Вот почему повелителя, содержащего великую армию,
обязательно ждет голодный год.
Удача имеет следствие и причину,
но не пытайся достичь ее, выбиваясь из сил.
Она придет, если перестанешь жалеть себя,
если не будешь заставлять себя,
если избавишься от важности и самодовольства,
она придет сама собой, за ней не нужно гоняться,
она придет, если не будешь стараться достичь ее во что бы то ни стало.
Твари живые, едва достигнув расцвета, тут же начинают увядать,
и это потому, что они отказываются следовать дальше.
Жизнь того, кто отказывается следовать дальше, кончается раньше срока.

...

Перевод А. Кувшинова, 2002 год

читать Часть 2

читать Дао дэ цзин на сайте ZenRu


на главную страницу
удары мудрости
Igor Shuhov © 2001-2005

Rambler's Top100 Рейтинг Эзотерических ресурсов

 

Hosted by uCoz