ЗАПИСИ БЕСЕД ЧАНЬСКОГО НАСТАВНИКА ЛИНЬЦЗИ
ХУЭЙЧЖАО ИЗ ЧЖЭНЬЧЖОУ
фрагменты |
§ 13.
Изучающие Путь! Дхарма Будды не нуждается в специальной практике. Необходимо лишь обыденное не-деяние: испражняйтесь и мочитесь, носите свою одежду и ешьте свою пищу, а когда устанете - ложитесь спать. Глупый будет смеяться надо мной, но умный поймет! ... Как сказал один древний мудрец, "внешней практикой занимаются только упрямые дураки". Будьте хозяином любой ситуации, в которой вы окажетесь, и тогда, где бы вы ни находились, все будет правильно. ... Изучающие Путь! Бейте их обоих - и Мару, и Будду! Если вы будете любить священное и ненавидеть обыденное, то будете вечно барахтаться в море смертей-и-рождений". ... § 14. Момент сомнения в вашем сознании и есть Будда-Мара. ... И лишь потому, что вам не хватает веры [в себя], ваши мысли устремляются в поисках [истины] вовне; потеряв свою собственную голову, вы ищите ее в другом месте и поэтому не можете обрести самоуспокоение. ... Все, что я говорю вам, есть лекарство от определенной болезни, исцеляющее лишь в одно определенное время, но нет никакой реально существующей Дхармы. Если вы сможете узреть это, то воистину станете человеком, по-настоящему покинувшим свой дом, который может тратить в день десять тысяч лян золота, [не создавать дурную карму]. Изучающие Путь! Не доверяйте разным наставникам, которые бьют себя в грудь и кричат со всех сторон: "Я постиг чань, я постиг Путь!" Красноречие их подобно водопаду, но все это создает адскую карму, ибо если человек по-настоящему изучает Путь, он не выискивает недостатки в окружающем мире, а посвящает всего себя постижению истинно правильного прозрения. И если он обрел [истинно правильное прозрение], полное, совершенное и ясное, то значит раз и навсегда завершил великое дело.
[Некто] спросил: "Что такое истинно правильное прозрение?" Наставник ответил: "Когда вы, вступая в обыденное и священное, в загрязненное и чистое; попадая в царство всех Будд, в дворец Майтрейи и в мир дхарм Вайрочаны, - везде и всюду, во всех этих явленных мирах, вы видите лишь [постоянную смену] четырех состояний: становления, бытия, разрушения, пустоты". ... Какие же еще средства спасения вы ищете в этом мире? Ведь достаточно найти горсть риса для пропитания и позаботиться об одежде, чтобы проводить свое время. Но в любом случае вы должны настойчиво искать доброго друга-наставника, обладающего нужными познаниями. Нельзя праздно наслаждаться радостями жизни, впустую растрачивать драгоценное время, ибо все преходяще и тленно, а потому неотвратимо приводит к смерти. ... § 16. Как только в вашем сознании возникает одна мысль сомнения, земля становится преградой для вас. Как только в вашем сознании возникает одна мысль вожделения, вода начинает мочить вас. Как только в вашем сознании возникает одна гневная мысль, огонь начинает обжигать вас. Как только в вашем сознании возникает одна радостная мысль, ветер начинает дуть на вас. Если вы сможете постичь это, то внешние обстоятельства уже не смогут управлять вами, и в какой бы объективной ситуации вы ни оказались, всегда и везде, вы сами будете использовать ситуацию. ... Если вы, сосредоточив свое сознание, сами сможете освободиться от всех пут, то на том самом месте, где вы находитесь, и будет спасение. ... § 17. Вам, нынешним адептам, изучающим Путь, необходимо иметь веру в себя (цзы-синь). Не ищите ничего вне себя! Если вы, не доверяя себе, будете искать что-то вне себя, опираясь на внешние обстоятельства, то никогда не сможете освободиться от привязанности к мирским страстям и зависимости от объективных условий, никогда не сумеете распознать истинное и ложное. ... Но разве великие мужи станут рассуждать и спорить о том, кто есть князь, а кто разбойники, или о том, что правильно и неправильно, что такое красота и богатство? Нет, они не будут убивать драгоценное время в пустых спорах и досужей болтовне! ... ... Изучающие Путь! Если вы хотите овладеть такой Дхармой, отныне вы сами
должны стать великими мужами. Но если вы будете проявлять слабость и нерешительность,
покорно подчиняться внешним обстоятельствам, то у вас ничего не получится.
Это будет похоже на дырявый сосуд, который не может удержать жидкое масло.
А для того, чтобы сравниться с великим сосудом, нужно лишь не допускать
в себя сомнения других людей. Если всегда и везде, и любой ситуация вы
будете хозяином положения, то где бы вы ни находились, это самое место
и будет истиной. И, что бы ни приходило к вам извне, не позволяйте никакой
вещи воздействовать на вас и овладевать вами. Как только у вас возникает
одна мысль сомнения, Мара проникает в ваше сознание, подобно тому как
в момент сомнения бодхисаттвы появляется возможность для [деятельности]
демона смертей-и- рождений. Нужно лишь успокоить свои мысли, и тогда вы
не будете ничего искать вне себя, [спокойно и ясно] отражая внешние объекты.
Стоит только довериться тому, кто сейчас функционирует в вас, и сразу
же не станет никакого дела (вы обретете не-деяние. - Н. А.). Когда в вашем
сознании, хотя бы на одно мгновение, зарождается мысль о трех мирах, вы
по падаете в зависимость от причинно-следственных связей и подчиняетесь
внешним обстоятельствам, в результате чего возникает разделение на шесть
пылинок. Но если вы можете сейчас же освободиться от всех этих зависимостей,
то чего еще не хватает для того, чтобы свободно действовать там, где вы
в данный момент находитесь?... ... Изучающие Путь! Если вы хотите стать Буддой, не следуйте за всеми вещами. Когда зарождается сознание, то возникают все дхармы; когда сознание исчезает, то все дхармы исчезают... В этом мире и вне его нет Будды, нет Дхармы, поэтому она не может проявиться, как не может и исчезнуть. А если и есть что-то, то все это является лишь словами и наименованиями, фразами и предложениями, которыми завлекают маленьких детей, или же лекарством для исцеления определенных болезней, проявляющимся в виде наименований и фраз. Но сами по себе наименования и фразы не являются реальностью. В действительности только вы сами, функционирующие передо мной явно и сокровенно, видите, осязаете, слышите, сознаете и, отражая вещи, устанавливаете все наименования и фразы. Достопочтенные! Только совершая пять неискупимых грехов, можно обрести свобождение". § 23. Некто спросил: "Что такое пять неискупимых грехов?" Наставник сказал: "Убить отца, убить мать, про лить кровь из тела Будды, нарушить мир и согласие в сангхе, сжечь священные писания (сутры) и иконы - это и есть пять неискупимых грехов". "Что такое отец?" - спросил [некто]. Наставник ответил: "Неведение (авидья), есть "отец". Когда ваше сознание сосредоточено в одной точке и, где бы вы ни искали, нигде нельзя найти места для возникновения и исчезновения, подобно эху в пустоте; когда везде и всюду покой и не-деяние - это и называется "убить отца"". "Что такое мать?" - спросил [некто]. Наставник сказал: "Алчность и страсть есть "мать". Когда сосредоточенным сознанием вы вступаете в чувственный мир страстей и желаний (камадхату) и пытаетесь найти эти страсти, - но видите лишь пустотность признаков всех дхарм, когда нигде нет призязанностей - это и называется "убить мать"". "Что значит пролить кровь из тела Будды?" - спросил [некто]. Наставник сказал: "Когда вы вступаете в мир чистых дхарм и сосредоточенность вашего сознания не порождает объяснений (т. е. мысленных интерпретаций. - Н. А.}...-это и есть "пролить кровь из тела Будды"". "Что значит нарушить мир и согласие в сангхе?" - спросил [некто]. Наставник ответил: "Когда, сосредоточив сознание, вы правильно постигнете, что страсти (клеши), препятствующие [просветлению], подобны пустоте и не имеют никакой опоры,- это и есть "нарушить мир и согласие в сангхе"". "Что значит сжечь священные писания и иконы?" - спросил [некто]. Наставник сказал: "Узрев, что причинно-следственные связи пустотны, сознание и дхармы пустотны, мгновенно одним решительным ударом разрубить [все , кармические связи] и внезапно прекратить всякую активность (обрести не-деяние) - это и есть "сжечь священные писания и иконы". Достопочтенные! Если вы сможете постичь это, то вас уже но будут сковывать
внешние преграды из слов "обычный" и "священный".
Однако ваша сосредоточенность сознания может порождать лишь постижение
истины из-под пальцев пустого кулака и ложные представления в [шести]
органах чувств, [шести] объектах восприятия и [шести] способностях восприятия.
Достопочтенные! Не впадайте в заблуждение! Для меня не имеет никакого значения, что вы толкуете и разъясняете сутры и шастры; для меня не имеет никакого значения, что вы князь или канцлер; для меня не имеет никакого значения, что ваше красноречие подобно водопаду или горному потоку; мне неважно, что вы обладаете острым умом и мудростью. Мне нужно лишь, чтобы вы обрели истинно правильное прозрение. Изучающие Путь! Даже если вы смогли изучить сотни томов сутр и шастр,
вам не сравниться с одним наставником не-деяния. Толкуя и разъясняя [сутры
и шастры], вы лишь морочите головы другим людям; побеждая асуров и преодолевая
неведение человека относительно своего "Я", вы лишь увеличиваете
адскую карму, подобно монаху Сунакшатра ("Прекрасная звезда"),
который изучил двенадцать разделов Учения, но переродился в аду. Он провалился
в ад, ибо земля не выдержала [его учености]. Гораздо лучше обрести покой
и не-деяние: есть, когда захочется есть; спать, когда захочется спать.
Дурак будет смеяться надо мной, но умный поймет. Достопочтенные! Не растрачивайте свое время зря, покорно следуя день
за днем устоявшемуся порядку и ходу вещей. В прошлом, когда у меня еще
не было прозрения, я сам блуждал во мраке. Но нельзя проводить время впустую,
и мое сердце было охвачено беспокойством, а в животе пылал огонь. Я метался,
взад и вперед ходил [от одного наставника к другому] и спрашивал всех
о Пути. Потом я вернулся, обретя силу, и вот теперь нахожусь с вами, изучающие
Путь, и даю вам это наставление о переправе на другой берег. Достопочтенные! Не допускайте неправильной деятельности своего сознания.
Трупы мертвецов не держатся в Великом океане. Таскаясь со своей ношей,
вы только и делаете, что бродите по Поднебесной в поисках истины, и сами
создаете препятствия своему прозрению, сами мешаете своему сознанию..."
|