|
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-
From: Shuhov Igor igor@zen.ru
--====----====----====----====----====----====----====----====----====----
Доброе утро.
Некоторые вот мысли. Мои и не только. По поводу лекции и ВООБЩЕ.
В качестве эпиграфа процитирую слова мастера Морихея Уэсибы. Сегодня по-новому
я их увидел-прочитал-понял-усвоил. Вот они: "21.Как только ты начинаешь
искать "хорошее" и "плохое" в своих близких, в твоем сердце открывается
дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытывешь других, соревнуешься
с ними, критикуешь их - это приводит к твоему ослаблению и поражению".
Начну с главного. С того, что мне очень понравилась вторая лекция Клейна.
Понравилась потому, что это была действительно НЕОБЫЧНАЯ лекция. Лекция
- конкретное действие. Конкретный пример совмещения "понимания с действием".
Причем в реале. Не сидя в кресле удобном за компьютером, а стоя перед
людьми вполне живыми. Которые чего-то там излучают, генерируют, эмоции
свои бурно выражают. И это же все нужно как-то структурировать. Как-то
учесть и плавно преобразовать в конструктивную беседу, а не в спор собачий.
Необычность этой лекции я узрел уже в том, что лектор был чрезвычайно
терпелив и доброжелателен ко всем БЕЗ исключения слушателям. Даже к "дуракам",
которые на самом деле таковыми далеко не являлись. Это только могло показаться,
что они - дураки. На самом же деле - это умнейшие люди. Да плюс, ко всему,
еще и духом не слабые. Не слабые в плане того, что смогли вопреки смеху
в зале и "справедливому негодованию" определенной группы слушателей, сидеть
ПОЧТИ спокойно и, задавать свои "дурацкие" вопросы. Другое дело что "умнейшие
и сильные духом" не означает "просветленные" - это да! Вон и Гитлер был
умнейшим человеком...
Но вернусь к лектору. Разве это не чудо - проявление тАкого терпения?
Ведь, казалось бы на первый взгляд, все очень просто: можно было спросить
у человека, который чего-то там якобы "не понимает" о "цели его любопытства"
и, выяснив что цели как таковой нет, а есть желание просто поговорить
- послать его нахрен вежливо - "извините, вы ошиблись дверью"? Да еще
и народ к этому делу подключить: "Кому интересно - оставайтесь. Кому НЕ
интересно - я не задерживаю. Благо денег с вас никто не брал" - тем самым
разделяя аудиторию на "наших" и "не наших". Но кто из присутствующих увидел
тАкое разделение? Я - нет.
Если и было КАКОЕ-ТО разделение, то только в моем мозгу. Да и то лишь
в первые несколько минут начала лекции. Это произошло после того, как
оглянувшись назад, я увидел и ОЦЕНИЛ людей, чего делать (оценивать) вовсе
не нужно было. Более того - весьма даже опасно.
Да. Мне показалось, что люди на лекцию пришли в этот раз неподготовленные.
Просто так. Шли мимо и зашли. Посидеть. Погреться. На улице вон дубак
какой. А тут еще и рассказчик "какой-то веселый" нашелся. Да и сами эти
люди непрочь пошутить. Вот и получилось разделение в моем мозгу. ВОт это
вот "наши" - те, кто пришел на лекцию с целью определенной "послушать-поучиться-пользу
извлечь", а вот это вот "не наши" - они пришли "погреться" да "свою разумность
и духовность" продеМОНСТРировать. Итак, разделение было только в МОЕМ
мозгу. Все. Лектор никого и ничего не делил.
Что было дальше? А дальше, в какой-то момент, я вдруг неожиданно врубился
в то, что ведь кроме меня на лекции присутствуют еще и другие ребята,
которые могут испытывать подобные чувства к "не нашим". И что же тогда
получается? Мы - "умные такие и понимающие" - с одной стороны, и они -
"тупые и непонимающие" - с другой стороны. Вот мы сидим и попросту раздражаемся
сами в себе - что скрыть-то от глаз людских фактически невозможно - на
"тупость их".
В кавычках "тупость" пишу потому, что не тупость это вовсе, а нечто другое
- более тонкое и глубокое, с интеллектом мало чем связанное. Я бы сказал
импульс некий энергетический. То есть раздражает нас не "тупость" на самом
деле. Когда мы ее - тупость якобы - видим, то первая реакция в нас не
раздражение ведь. А осуждение типа "вот тупой-то какой" и лишь чуть позже,
наступает раздражение. Таким образом что есть раздражение наше? Не мысль,
а ответный импульс на нашу мысль. Грубо говоря бросили камешек - попали
под лавину. Лавину отвеной реакции на нашу мысль. Кому понравится, что
его тупым считают? Причем иногда говорить об этом вовсе не обязательно.
Достаточно посмотреть на человека как-то особенно или подумать чего, как
он уже все понимает - "меня ЭТИ тупым считают".
Вот и получается, что мы - ребята "с выдающимися способностями", да плюс
ко всему еще и силой определенной обладающие, но не слишком пока в душе
светлые, коль имеет место осуждение там быть - дружно запускаем автоволну
мощную, вроде как "Все тут тупые, нахрен, собрались. Одни мы умные". А
ведь эта волна свойство имеет отражаться. Да еще и в усиленной форме назад
к нам же возвращаться. Усиленной теми, о ком как о "тупых" или еще как
о каких-то "не таких", думаем. Вот и бьет нас наша же волна больно. То
"голова разболелась"(с)Аня Бокшицкая, то еще как - когда дискомфорт чувствуем
- "удары внутри какие-то"(с)Шамайка. А бывает что совсем уж реально так.
С последствиями на лице. "Твердым тяжелым предметом по голове сзади"(с)Шухов.
А что же при всем при этом "внутреннем противоборстве" лектор делал? Тот
которому труднее всех на этой лекции было? Тот, который должен стоять
перед такой вот разношерстной аудиторией и "не рвать, а заплетать нить
беседы"(с)Клейн?
По-моему было для всех очевидно, что лектор "ничего не делал". "Ничего
не делал" - это означает "НЕ разделял на "мы" и "они". Он просто, с максимальным
терпением, пытался удержать баланс между "желанием послать вежливо нахрен
"тупого слушателя" - что, кстати говоря, мог сделать довольно таки легко
и быстро - и отсутствием " желания метать бисер перед свиньями". Делал
он это мастерски. Я искренне восхищаюсь.
Но вернемся опять же ко мне. К моим мыслям и эмоциям. Итак, я слегка разозлился.
Даже посмотрел как-то гневно тАк на "тупого слушателя". Вау! Да ему по-моему
только это и нужно было - мой взгляд вот тАкой гневный. Вон он как весь
приободрился. Просто расцвел после моего "выпада". А вот еще и еще на
него взгляды гневные бросаются из лагеря тех, "кто понимает". И он, "тупой",
становится все более и более увереным и наглым. Просто крепнет на глазах.
Хамит вот даже слегка, глядя в мою сторону и пальцем на меня тыча: "А
ты лишь мартышка в знании дзен. Тебе только кажется, что ты его знаешь".
И я с ним соглашаюсь в этом искренне улыбаясь. В том, что я НЕ знаю дзен.
Я просто тАк живу.
Итак, "тупой", за счет нашего раздражения и гнева внутреннего, становится
все сильнее и сильнее. Его сила возрастает настОлько, что, в какой-то
момент, встретившись с ним взглядом, я вижу в его глазах блеск нездоровый.
Ну такой блеск, какой бывает у людей опьяненных то ли от алкоголя, то
ли от наркотиков, то ли от успеха. И взгляды наши на какое-то мгновение
встречаются. Я буквально "притянут" этим взглядом. Не МОГУ глаз отвести.
И он тоже - не ХОЧЕТ. Смотрит не моргая, улыбаясь глазами и все более
и более уверенно. Обратно пропорционально моей уверенности в себе.
И вот почему-то вспомнились мне тогда слова Морихея Уэсибу, в "Бодхисаттвской
правде" газетной недавно мною прочитанные: "Не смотрите противнику в глаза
иначе ваше сознание будет притянуто ими. Не смотрите на противника, иначе
ваше духовное равновесие будет разрушено. Не смотрите на его меч, иначе
он вас зарубит". Вспомнил я эти слова и... улыбнулся. Улыбнулся искренне.
От всей души. Этому "тупому". В какой-то момент осознав, что его "тупость"
- это проекция его изощренного интеллекта, а его "возрастающая уверенность
в себе" - это моя "убывающая уверенность во себе".
Эффект был потрясающим! Уверенность "тупого" улетучилась в считанные секунды.
Он растерялся, а я, почему-то, напротив - обрел уверенность в себе, хотя
не без внутреннего напряжения. Под внутренним напряжением я подразумеваю
волну, непонятного происхождения, прошедшую сквозь меня в момент моей
улыбки и, ослабившую меня в несколько секунд - буквально опустошив. Уверенность
моя возросла, а силы вдруг иссякли. И тут я опять же дорубаю внезапно.
Да. Я вновь обрел уверенность за счет того, что "отнял" ее у "тупого",
НО! - это ведь тоже НЕ правильно. Приобретать отнимая. За это ведь нужно
платить. Вот я и заплатил своими силами внутренними. Которые мог бы людям
подарить в качестве дел всяческих - добрых и полезных.
Отсюда вывод какой могу для себя сделать. Не нужно "раздавать кому попало",
чтобы потом не пришлось у них же "ЭТО отнимать", или, что еще страшнее,
у других людей абсолютно к этому непричастных. Это слишком накладно!
Нужно беречь и экономить силы свои для того, чтобы прилагать их ПРАВИЛЬНО,
и по назначению. Не на "гляделки" там разные, да соревнования "кто кого"
- а на дела конкретные. Ну например на такие, как "лекцию прочитать без
единого тезиса записанного, для того, чтобы ребят помоложе кое-чему полезному
научить". А если не тАк, то всю жизнь "не в коня корм будет".
И еще. После лекции уже, Клейн сказал вещь очень на мой взгляд полезную.
"Не нужно отсекать никакие виды энергии. Просто необходимо умело их направлять
в НУЖНОЕ русло". Так вот "умело их направлять в НУЖНОЕ русло" - это и
есть искусство величайшее, которому учиться нужно старательно. А не тому,
как "глазами дырки сверлить".
Но, вернусь опять же к "тупому" нашему, далеко НЕ тупому. В течение некоторого
времени, после моей улыбки "сказочной", он сидел молча. Очевидно пораженный
белизной моих зубов и душевной открытостью (бери че хошь!) Вроде как понятно
ему вдруг чего-то там стало. Но, буквально через несколько минут, обращая
взгляд в мою сторону, он опять уже говорил вещи не слишком приятные, косвенно
принуждая меня вновь разозлиться. Тщетно! Наступив однажды на швабру,
я обхожу ее стороной. Ну, в этот день хотя бы... Как минимум.
И как только я начал "уходить" от своего внутреннего раздражения; как
только я перестал видеть в "тупом" тупого; как только я перестал видеть
в его глазах "черную магию"(с)Клейн - многое изменилось. Изменилось, в
первую очередь, во мне самом. Исчез тот дискомфорт, который я испытывал
соревнуясь в "гляделках", когда на мой гневный и уверенный взгляд, в качестве
ответа, получал взгляд еще более гневный и уверенный. Исчез соперник.
Исчезло соревнование. Исчез дискомфорт душевный. Началась лекция.
А теперь рассмотрим мой пример в масштабе всей аудитории. Наверняка ведь
не только я испытывал раздражение и гнев. Возможно еще кто-то "попался
на удочку" эту. И что же получается? Я глянул гневно - "тупой" повеселел.
Еще кто глянул - опять ему "веселуха". И так до тех пор, пока взгляды
эти наши не прекратятся. Пока не перестанем мы "тупого" в душе хоть как-то
осуждать. Пока не научимся внешне и внутренне НИКАК на него не реагировать
- даже не "улыбаться ему доброжелательно", поскольку наша улыбка только
нами может быть оценена как доброжелательная, а со стороны может выглядеть
как надсмехательство или поддержка. (Привет, Петров!)
Важно просто пропускать все эти нюансы. Не задерживая. Не преломляя. Не
пытаясь идентифицировать происходящее как "хорошее" или "плохое". Пропуская.
В одно ухо влетело - в другое вылетело. Это задача лектора отвечать на
вопросы. Он с ней и без нашей "поддержки" справится. Наша задача - ВНИМАТЕЛЬНО
слушать и учиться. Учиться тому, как не раздражаться.
Думаю, что каждый ученик Школы был в душе на стороне лектора. Каждый из
нас желал помочь ему как-то в его нелегком деле - "из болота тащить бегемота".
И вот осознал я вполне реально - более того, "на собственной шкуре испытал"
- что помощь моя, ЛИЧНО, должна не во "взглядах гневных" да "раздражении
внутреннем" проявляться, а в терпении максимальном и доброжелательности
искренней. Ко всем без исключения - "тупым" и тупым, "умным" и умным,
"злым" и злым, "добрым" и добрым. Тогда не будет шансов ни у кого, за
счет моего раздражения сильнее становится да "кровь мою пить"(с)Клейн.
И не только мою причем.
Да и лектору, я думаю, ИМЕННО от этого легче станет. От того, что "примирить"
одного человека всего лишь нужно будет - того "тупого" - а не нас многих,
начавших внутреннее противоборство. Это примерно тАк, как легче пламя
одного костра погасить, предотвращая пожар, нежели несколько пожаров в
разных местах разгораюшихся.
После лекции сразу, я к Иришке (Шамайке) обернулся и сказал почему-то:
"Ну ты теперь поняла, что раздражаться на людей нельзя?" А позже, уже
после лекции, Клейн тоже самое всем нам, ученикам Школы, говорил. Только
своими словами. Вот такие вот совпадения. И еще он сказал, что ни одного
слова им не было сказано для "тупых". Все слова только для НЕ "тупых"
предназначались. Вот и подумайте над этим. Для кого эта лекция "прочитана"
была.
Вечером, когда мы с Максом ко мне домой вернулись, Шамайка мне позвонила.
Сказала что лекция ей "очень понравилась" и что решила она "на следующую
лекцию обязательно пойти". И я обрадовался этому. Обрадовался потому,
что решение ее точно совпадает с моей позицией внутренней.
Да. Нужно нам на лекции ходить. Нужно использовать любую возможность,
любой шанс поучиться-потренирваться. И выводы из этого нужно делать однозначные.
Ну, например, что на людей нельзя злиться. И не нужно "магию" какую-то
вокруг себя видеть. Нету ее, магии этой. Все. Кончилась. А там где она
"кончилась", начинается другое - любовь ко всем без исключения (даже тупым)
живым существам. Такая любовь, которую нам лектор продемонстрировал своим
терпением безграничным.
Да. Для меня это важно. Важно забыть о магии. Помнить о ней - будучи загрязненым
душевно - это и есть "черное". Збыть о ней нахрен совсем, и задачу единственную
лишь преследовать - себя улучшать-очищать не замечая чужой "загрязненности-тупости"
- вот это начало "белого". Так мы куда стремимся-то?
После звонка Шамайке я не удержался. Клейну домой позвонил. Поблагодарил
его искренне.
Спасибо тебе, Клейн! Спасибо тебе за то, что учишь нас. Где-то собою жертвуешь.
Силы свои тратишь на то, чтобы нам, несмышленым, показать на примере реальном,
КАК жить в гармонии с Миром нужно. Что не тотолитарная секта мы. Мы -
другое. Мы все свободные люди. Можем встать, и уйти нахрен с лекции этой,
коль она нам не интересна. А можем остаться и поучиться. Поучиться для
того, чтобы на следующей лекции быть более опытными и подготовленными.
Более грамотно свой ресурс использовать. Не на раздражение бесполезное
и весьма опасное, а на предельную концентрацию внимания на том, ЧТО и
КАК говориться, а не на том, что вокруг происходит.
Сохраняйте спокойствие, пожалуйста. Ваша агрессия может быть направлена
против вас. (с) Шухов.
А вот эпизодов несколько. Жизненных. Актуальных.
Едем в метро с лекции с Максом. Петров с нами. Макс мне говорит: "А я
хотел Клейну подсказать, чтобы он на примере "стакана" Вторую Логику объяснил".
Я Максу отвечаю: "Может тебе стоило встать с кресла удобного. Выйти перед
аудиторией. И сказать о том, что "на примере стакана" объяснишь им Вторую
Логику сейчас вот". И тут Макса осеняет. "Дааааа. Это примерно как футбол
по телевизору смотришь. ВОт я бы сейчас... А сам-то в футбол даже играть
не умеешь".
Еще эпизод один. Ребята в гости ко мне зашли. Они только что с дороги.
Устали. Грязные все естественно. Сутки почти не спали. Голодные. Я это
все прекрасно понимаю и желаю искренне им помочь. И когда замечаю одному
из них, тихо и вежливо, а не на всю квартиру возмущаясь, что "можно носки
с дороги постирать или мои взять чистые" - они все понимают прекрасно.
Понимают и действуют. Стирают. На меня не обижаются. Просят помочь "носками
сухими-чистыми в долг". И я помогаю. Бескорыстно. Не преследуя цели "дать,
чтобы взамен получить". Просто приятно мне людям помогать и все тут.
Так вот к чему я разговор этот завел. Смотрите внимательно. Когда мы запахи
неприятные ощущаем, мы, чаще всего, либо скромничаем и балконы настежь
открываем, либо тАк громко об этом заявляем, что после этого к нам в гости
уже никто заходить не захочет. А ведь можно и по-другому. Мягко. Искренне.
Без скромности ложной и без цели уколоть-обидеть как-то. В стремлении
лишь помочь исренне. Балансируя вобщем. Между-между. Без страха "обидеть"
и без желания "унизить", но со смелостью сказать вслух и вопрос разрешить
положительно.
Так вот что харктерно. Иногда нам дышать нечем. Ну просто слезы из глаз.
Но мы молчим. "Терпим". А иногда есть дышать чем, но мы тАк громко возмущаемся.
Ну, например, при встрече с человеком "тупым". Мы смеемся над ним. Над
глупостью его потешаемся. Возмущаемся его "непродвинутостью". Куда в этом
случае наше "терпение" делось-то? И не проекция ли малодушия и трусости
нашей "терпение" такое? "Терпение", которое мы там где не нужно максимально
проявляем - хотя "дышать нечем", а где нужно - в общении с человеком живым
- забываем о нем напрочь?
Вот эпизод тоже. Идем вместе. Я, Шамайка и отец ее. Я говорю к отцу обращаясь:
- Ну как вам лекция-то? Наверное непонятного много? - Да. Не все понятно
было. В общих словах, и ничего конкретного. - Согласен с вами. Еще полгода
тому назад я бы сам ничего из этой лекции не понял. Сейчас вот вроде все
понятно. А что конкретно вы хотели бы понять? - Ну, чем действительно
вы занимаетесь. Конкретно. - Скажите, а вы могли бы сейчас коротко, в
течение нескольких минут рассказать мне ну, например, как стать счастливым
человеком? - ???? - Вот так же, возможно, очень сложно объяснить за несколько
минут человеку неподготовленному тО, чем мы занимаемся "конкретно". У
меня вот полгода ушло на это. На тО, чтобы ТОЛЬКО понять "чем мы занимаемся
конкретно". - Да. Действительно. Согласен. Это вопрос из серии "объясните
мне в двух словах, в чем заключается смысл жизни". А как объяснить-то?
И последний эпизод. Мы с Максом ужин варим. Вернее я варю, а Макс советует.
- Макс, может борщ сварим?
- Нееее. Я пельмени хочу. Они вкуснее и калорийнее.
- А я борща давно не ел. Может тогда сварим пельмени с борщом вместе?
- Да ты чтО! Кто же так делает?
- Я так сейчас сделаю. А что в этом такого?
- Не знаю. Глупо это. Хотя я ни разу не пробовал.
- Так а если не пробовал, с чего взял что это глупо-то? Давай попробуем.
- Ну ладно. Давай попробуем.
Борщ с пельменями был просто СУПЕР. Пальчики оближешь! Макс вот соврать
не даст...
|