Учащийся:
Там не было "что лучше".
Клейн:
Ну хорошо.
Учащийся:
Так, а к тебе это как относится?
Клейн:
Хорошо, "быть или не быть, что лучше - вот в чем вопрос" - это чтобы
было понятнее, почему вопрос "быть или не быть" задается. Т.е. вопрос
"быть или не быть - вот в чем вопрос". Быть или не быть - чтО вЫбрать?
А если мы говорим, что выбрать, то тут правомерен вопрос "что лучше?".
Учащийся:
Разве правомерен?
Клейн:
А как же?
Учащийся:
Или это неважно?
Клейн:
Ну, когда ты выбираешь… Хорошо, я тебе точнее скажу: что лучше по какому-то
критерию? А если критерий ну такой вот обобщенный, нечеткий, интегральный,
то можно оставить формулировку "что лучше". Ну, вот когда ты делаешь
выбор, ты же ищешь лУчшее решение, а не худшее? По какому-то критерию,
по какой-то (неразборчиво), поэтому, если речь идет о жизни и смерти…
быть, или не быть - вот в чем вопрос! Что вот лучше? Вот такое вот.
Учащийся:
А к тебе это как относится? Ты с этого начал.
Клейн:
Я начал с того, что с подачи Тани сформулирована одна очень интересная
концептуальная идея. Она выглядит таким образом, что - если кто-то не
читал, прочитайте пожалуйста: "Танцующая с Ауте" - вот введем для начала
такое понятие: "танец".
Танец - это любые твои действия. Т.е. все что ты делаешь - это танец.
Жизнь - как площадка, ты - как танцор, твои действия - как танец. Танец
может быть четкий, быстрый, красивый, классный, может быть неуклюжий,
размазанный, невтыкающийся, т.е. вот: все, что ты делаешь - это танец.
Так вот, танец возникает в тот момент, когда ты соприкасаешься с миром,
когда ты реагируешь на импульс мира действием. Мир все время посылает
тебе импульсы, но ты можешь реагировать на них не действием, а чем-то
таким вот своим внутренним, мыслями какими-то: посмотрел - подумал,
услышал - подумал, соприкоснулся - подумал. А вот если ты начинаешь
в этом мире действовать, то вот это вот и есть танец. Танец появляется
от соприкосновения с миром, когда ты отвечаешь на импульс мира действием.
И… короче танец - это хорошо. Танец - это круто. Танец. Нужно танцевать.
Нетанец - плохо, танец - хорошо. Танец появляется лишь тогда, когда
ты действуешь: если ты сидишь на горке, танца никогда не будет. Перевод
понимания в действие коротко называется "танец". Действие коротко называется
"танец". Шедевриальный перевод понимания в действие называется "хороший
танец".
Учащийся:
Танец живота - это еда.
Клейн:
Танец живота - это разновидность танца для того, чтобы что-то натренировать
себе, или поесть. Так вот, вот танец. Если ты сидишь на горке, танца
не будет никогда.
Учащийся:
На горке - это что значит?
Клейн:
В монастыре, ну как-то изолировался от любых действий - танца не будет.
Понимание нужно только для действия, больше ни для чего - это означает,
что высшей ценностью является танец. Понять что-то можно по настоящему
только в действии - это означает, что только в танце можно понять.
Короче, Школа по Второй логике - это такая подготовительная, оказывается,
ступень, которая вырабатывает какое-то понимание, а следующая ступень
- вот то, чем мы занимаемся, - это уже называется "Школа танца".
Учащийся:
Там школа теоретического танца. (все смеются)
Клейн:
И это очень важно, потому что если у тебя нет понимания, нет критической
массы понимания, то действовать ты сможешь, но это будет не танец. Дело
в то, что танец - это всегда движение осознанного существа, нет такого,
что любые дёргания, любые действия, любые па, выкрутасы руками-ногами
- это танец. Не, нифига. Танец определяем как…- С открытыми глазами.
- …как движение осознанного существа. Да, с открытыми глазами. Он может
и закрыть глаза, но - с открытыми глазами. Вот это вот танец. Поэтому
если ты не прошел первую ступень Школы по Второй логике, то танцевать
ты не сможешь. Корячиться как-то - да, думать, что танцуешь - да. Иллюзия,
короче. Танец наступает как твои действия С какОго-то уровня осознанности.
Так что появилось такое понятие как "школа танца".
И это связано с первой частью, когда я говорил об обыденности. Т.е.
танец - он вот, в обычном мире. Есть разновидности танца, но это частные
случаи - танцы в необычном мире, но это частные случаи.
Учащийся:
А по определению танец от нетанца отличаются как-нибудь?
Клейн:
Ну, у него есть внешние такие вот признаки, поверхностные... Ну, например,
когда это танец, в отличие от нетанца, ты испытываешь кайф. Если взять
творчество, которое тоже танец, - вдохновение, подъем, тебе нравится,
что ты делаешь, и у тебя даже есть результат. И эти результаты сами
по себе красивые, и в этом смысле это вот танец, такое вот па, а в конце
концов такой вот результат. Что является результатом танца, не знаю,
может быть, фигура, а может еще что-нибудь. Так вот, это поверхностное
отличие. А глубинное отличие только одно: вот есть осознанное существо
и это осознанное существо действует - тогда это танец. Вот осознанное
существо не действует - танца нет, вот неосознанное существо действует
- танца тоже нет, хотя внешне это может быть очень похоже. Вот такое
определение танца.
Учащийся:
А с книгой как связано?
Клейн:
Книга… Это связано с книгой "Танцующая с Ауте", и там достаточно такое
сложное понимание Бога, сложное понимание мира, в очень такой популярной
динамичной форме все это изложено, в стиле "экшн". Т.е. вот весь этот
танец с миром, с Богом, с собственным пониманием, - длиной в жизнь.
Танец. Ежесекундное творчество, причем творчество не только как, вот,
человеческое творчество, а творчество, в каком-то смысле, сакральное,
потому что это танец… творчество с Богом. Так что вот… школа действия,
школа танца, школа красивого действия. Красивого и по целям, и по эффективности,
и по всем внешним признакам. Вот такие вот мысли. И больше никаких нет.
Все эти мысли - это некоторый ответ, некоторый результат рассуждений
на тему, что чем дальше мы продвигаемся со своим пониманием, со своим
усиливанием, тем больше наша деятельность проявляется в самых обычных,
обыденных формах. Мало того, все проявления в необычных формах, как
то летний лагерь Школы по Второй логике, писание писем, собирание вместе
для того, чтобы поговорить на интересную тему, сейчас уже с этого уровня
представляются чем-то вроде развлечения, не работы. И это - да, это
такое естественное свойство вот этого вот уровня развития: то, что раньше
казалось, ну, кайфом и высшей ценностью, сейчас - баловство.
Учащийся:
Клуб любителей дзен. (смех)