Клейн: Еще раз.
Эни:
Если сети все более высокого уровня, то я не представляю логичным, чтобы
все обходилось без меня.
Клейн:
Да, да, принципиально так, да. Пещерное сознание в том числе - не допустить,
что бы без меня обходились. Держать. Если я не могу держать, то да, то
нельзя. А если я не держу, то они будут без меня обходиться. И все.
И поэтому я должен умереть на пороге пещеры или приобрести другие мотивационные
принципы, например: ВИДЕТЬ БУДДУ В КАЖДОМ ЖИВОМ СУЩЕСТВЕ. Я вижу Будду
в каждом живом существе, и я не боюсь, что без меня обойдутся. Ребятам
без меня хорошо и тут нирвана - что-то в этом роде.
Эни:
Если чуть изменить аспект. Если мы говорим, что если более совершенное
- более хрупкое. Более совершенное - более хрупко.
Клейн:
Да. Обрати внимание, там одновременно возрастает и хрупкость - ну, особенно
в центре, да.
Эни:
Я про человека.
Клейн:
Да, но одновременно сила на периферии возрастает.
Эни:
Вот, то есть он становится одновременно более совершенным, более уязвимым,
и одновременно более НЕуязвимым.
Клейн:
Да, да. А вот теперь, я воспользуюсь случаем и скажу, что когда ты говоришь:
"Он одновременно становится более уязвимым и более НЕуязвимым" - это ты
пытаешься, - по-другому это невозможно, по-другому ты не можешь, - на
модельном языке выразить этот аспект и этот. Выражение этого аспекта противоречит
выражению этого аспекта. На самом деле там все в порядке. То есть эта
система - "вижу Будду в каждом живом существе" - если на другом языке,
то можно говорить так, что "это - следующий шаг, это более высокоэнергетическая
система". То есть она все равно мощнее - лучше, чем эта.
Ну, понятно, что лучше иметь рост 2 метра, клыки вот такие, шерсть, мускулы
- это вроде как хорошо. Но получилось так, что вот те, кто это имел всегда,
и сейчас имеет - эти медведи, гризли - их в Красную книгу почему-то. Почему-то
вот они исчезают. А вот эти, кого они могли прихлапывать, блин, расплодились
везде и теперь Красные книги заводят.
Белка:
Клейн, ты про периферию говорил, что такое "периферия"?
Клейн:
Это значит, что вот у тебя стоит центр управления, компьютеры. А тут у
тебя пушки, ракеты атомные. Ну, или у тебя скорость больше.
Валера:
Возможности растут.
Клейн:
Да. Если у тебя компьютеры, лом туда воткни - конец. А если у тебя еще
и защита устроена, что туда лом и не втыкается, то все, тебя не достанут.
Или если ты движешься со скоростью в 10 раз больше, то мощность увеличивается
внешняя.
Так вот, о Второй логике.
Вторая логика начинается с такого понятия, как "границы рассмотрения процессов,
явлений". О "моделях" мы уже поговорили. О "нарезании информационной картинки"
мы уже поговорили. О том, что такое логика - "сюда входит, отсюда выходит"
- мы поговорили. Так же мы поговорили о принципиальных отличиях двух логик
- "перевод конечного в конечное" и "перевод бесконечного в конечное".
А не просто там счет какой-то - это типа Первая логика, это Вторая.
И теперь - к такому уже не вводному, а такому практическому разделу, который
называется: "Границы рассмотрения процессов, явлений". Это ключевое понятие.
Не освоив его, двинуться дальше невозможно.
Если у вас есть еще силы, мы 10-15 минут еще поговорим, потом перерыв
сделаем.
(К ФлайХиппе) Ты мне поможешь с "границами"?
ФлайХиппо:
Ага.
Клейн:
Давай, выскажись, минут на 5 по поводу "границ рассмотрения явлений, процессов",
а всех прошу внимательно слушать.
ФлайХиппо:
Значит как, ну вот эта вот штуковина, в которой уже, наверно, скоро кончится
кассета. Ее, как известно, можно рассматривать ровно 72 миллионами способов,
ну еще там, остальные неважно. А...
Клейн:
Гениально. Ровно 72-я миллионами способов, а остальные неважно.
ФлайХиппо:
Значит, но рассматривать их надо как-то применительно к конкретной задаче,
как мы уже...
Клейн:
На меня не обращай внимания.
ФлайХиппо:
Да. Сказал. И то, какой из способов будет выбран, сейчас, в данный конкретный
момент, вот эта штука, она будет потом, с помощью нее будет слышно, а
о чем же мы говорили. Вот если я ее описываю таким способом, значит, я
выбрал какие-то границы, для которых, вот применение к которым, мне нужна
эта штука сейчас.
Клейн:
Отлично. Ты запутал, теперь я вступлю. (смех)
Вопрос к тебе.
(Обращаясь к школьникам) К тебе попозже немножко. К тебе, и к тебе
немного попозже. Кого-нибудь, кто... Ну, давай Юру возьмем.
Юра, что - здесь - происходит - сейчас?
Юра Гук:
Обучение основам Второй логики.
Клейн:
Ты уверен?
Юра Гук:
Ну, мне так кажется.
Клейн:
Хорошо.
(другому школьнику) А, что здесь происходит?
Юра Гук:
А как это, ну это по-разному же.
Клейн:
Ну, ты уже сказал.
(школьнице) Что здесь происходит?
Школьница:
(тихо, непонятно что-то)
Клейн:
Ну, это тоже ответ. Но, тем не менее - а если мы тебе дадим время? 3 секунды
хватит? 4. (пауза) Что здесь происходит? Тебе не напоминает это
заседание тайной секты? (смех) А? Напоминает. А ты говоришь - "обучение
Второй логике". (смех) КиньМыло, что ты хотел сказать?
КиньМыло:
Я подумал, что все несознательно занимают место... (дальше непонятно)
Участники:
Поспать.
Клейн:
Причем они, я хочу подчеркнуть, пришли специально для этого. (смех)
Чуешь?
Володя, ты что-нибудь скажи: что здесь происходит? (пауза)
А ты чувствуешь энергетические потоки? Ну, ты ж их постоянно чувствуешь?
Вот дергает? Я тебе скажу: "я отвлекаю их внимание, чтобы их вот прокачать
энергетически".
Володя:
(непонятно)
Клейн:
Ну да. Вторая логика. Вторая лооогика! Обучение, обучение.
Юра Гук:
Ну, мы ж меня и выбрали, чтоб было вот на ком показать... (сидит в
центре круга)
Клейн:
Нет, нет. Чтоб было с кем поговорить просто. Они ж расскажут и молчат,
а мы с тобой постоянно.
Хаав, скажи, пожалуйста - что здесь происходит? Как ты это все?
Хаав:
У меня лично происходит набор опыта и отдыха.
Клейн:
Отдыха?
ФлайХиппо:
Ты извращенец. (смех)
Клейн:
Саш, а для тебя как это?
Саша Long.exe:
Хаав правильно сказал: "Для меня лично" - потому что за других говорить
трудно.
Для меня лично, вот пока я сидел на стуле, очень четкий был опыт - энергетический.
Зал, люди тянули. Прям руки вот так притягивались. И еще интересные моменты
были, когда сам себе, у меня возникали вопросы, я тут же сам на них отвечал.
Приобретение опыта очень интересного.
Клейн:
Ты имеешь в виду - опыта и энергетического, и информационного?
Саша Long.exe:
Да.
Клейн:
Ну, так как у нас еще такая ну, не экстремальная ситуация, то... Она не
экстремальная, в силу того, что ничего экстремального не происходит. И,
в общем-то, уже такой подготовленный, что ли, вот пейзаж. То есть если
бы я, например - вот пришел кто-то, меня не знает. Вот я появился, побыл
бы здесь 30 секунд. И тут же подошел, схватил бы этого за ногу: "Ну че
ты разлегся тут?..." (хватает за ногу) Вот сейчас вы смеетесь,
а вот если бы это было на 30-й секунде, когда я пришел, то кому-то было
бы неприятно.
- Че ты разлегся? - Стал бы его рассматривать, да? Потом дергать. Потом
там бросать. Ну, какую-то. Неважно, что бы я делал. (хватает за ногу,
поднимает, крутит в воздухе, выбрасывает в окно)
- Блин, - разошелся я. (смех) Ну, двинься.
Я что хочу сказать, это была бы ситуация, поведение, которое трактовалось
бы тогда в более полярном диапазоне. Кто-то бы посмеялся, кто-то бы вообще
не обратил внимания. Кто-то насторожился, кто-то даже обозлился. Кто-то
это.
В данном случае, так как у нас более гладкое событийное, энергетическое,
событийное поле, то, несмотря на то, что оценки этого события расходятся,
но, все равно, их объединяет что-то одно. Например, такая позитивная направленность.
Когда Юра говорит, что здесь идет обучение Второй логике, а Хаав говорит
- здесь отдых, КиньМыло шутит, что разлеглись тут, мол, а Саша говорит,
что обучается - в общем-то, все равно такое позитивное действие. Хотя
и здесь тоже границы вот этого явления - они расходятся: такие, такие,
такие, такие... - разные границы.
Это такой вот - самый примитивный пример того, как проводятся границы.
Пример того, как различно могут проводиться границы. Мы наблюдаем одно
и то же событие, описание его разное. Такое, такое, такое, - в зависимости
от опыта, темперамента, усталости, личной истории, и, так далее, так далее,
так далее. И вот любое событие, любое явление, любой процесс, который
мы встречаем в мире, он, отражаясь в нашем сознании, приобретает некоторые
границы рассмотрения. То есть Границы рассмотрения процесса, явления.
Эти "границы рассмотрения" можно проводить вот так (машет руками).
Эти "границы рассмотрения" можно проводить под контролем. Можно отслеживать,
что ты повел "границы рассмотрения". Можно отслеживать: "Я провел границы
рассмотрения вот так-то!" Если ты отслеживаешь - ну, вот контролируешь
этот процесс, видишь его - то тогда, что это означает? - Я границы рассмотрения
могу изменить. Повернуть их на такой-то градус. Я могу их раздвинуть,
я могу их передвинуть. Я могу еще что-то.
То есть, я приобретаю опыт взаимодействия с этими границами, путем их
там сдвигания, убирания, размывания, фиксирования.
Я тогда начинаю понимать, что 99% споров о том "что есть это?" - полная
бессмыслица и пустая трата времени. И вот в очень многих отраслях, аспектах
и секторах вопросы "что есть то-то?" - я уже не говорю про просто болтовню,
какую-то там философскую: "а вот это вот то-то... - нее... вот это вот
то-то" - это вообще чума. Это, вообще, 150 лет назад отмерло, если кто-то
не знает. И причем двумя великими людьми это было "отмерто" (смех)
- во сказал!
Да, да. Первый раз это было отмерто Гегелем. Надо бы будет почитать его
книжки, - я сегодня подумал. Он сказал: "Ребята, говорит, я создал самую
совершенную философскую систему. Лучше не будет" Но если лучше не будет
- это означает, он сказал, что "после меня - Все". Все кончилось. Причем,
это сказал не просто философ, а философ, чьим знаменем было "нет ничего
вечного, кроме вечных изменений". То есть - отец диалектики. Ну, пусть
там - идеалистической диалектики. То есть, который говорил, что существует
"только процесс развития, только процесс изменений". И вдруг он заявляет:
"Ребята, я вот вам, на основе того, что говорил, что существует только
бесконечное развитие, вот я вам построил систему, все!". То есть конец.
Но само это!... - Когда я был молодым человеком, мне было интересно расследовать
эту тему, я приставал к профессорам, к аспирантом, с вопросом - почему
он так это сказал, ды, ды, ды. Мне отвечали два ответа, которые к одному
сводятся: первое, что дурак, под старость лет, значит это. Ну, или что
он пошутил. Остальные все ответы: не знаю - отбрасываем.
Через несколько лет - ну может лет через 20, ну, я не считал - Маркс объявил:
"Философия кончилась. Все. Нет больше философии". Причем, он это сказал
двумя слоями, двумя аспектами.
Первый аспект был такой: "О`кей, если исторически посмотреть, то вот философия
- она... Аристотель впервые четко разделил: "физика" и "метафизика". "Физика"
и "послефизика", надфизика. То есть - "как устроено" и "почему устроено".
Это разные вопросы.
И вот это вот "как устроено, физика" - оно в какой-то момент вот, ветка
от натурфилософии к естественнонаучным дисциплинам. И в тот момент, когда
Маркс чего-то говорил, уже было много, много, много конкретных направлений,
которые изучали: звезды, землю, воздух, воду там. Я даже не могу говорить
"химия" или "физика", потому что внутри химии или физики... - это комплекс
наук. Внутри этого комплекса существуют отдельные науки, каждые из которых
представляет комплекс наук. То есть начинает ветвиться, ветвиться, уже
ветки, уже на них веточки, ветюшечки и вот, вот, много всего.
И, соответственно, большая часть традиционного предмета "философия" -
она ушла в сторону естественнонаучных дисциплин. Все, что раньше было
вокруг философии, туда сбросилось.
Одновременно появились науки о сознании. Вся психология, она возникла,
в каком там? кто помнит? - 1856 год, в середине XIX века. Ну, может быть
1864, 1867, - ну где-то вокруг там всего. То есть некий предмет "философия",
который занимался сознанием, он ушел в сторону психологии, частично еще
в какие-то там смежные.
С другой стороны возникло представление о том, что общие, совершенные,
общие философские темы, схемы - оторваны от реальных достижений, молодых
мощных развивающихся научных дисциплин. Еще раз: это середина, вторая
половина XIX века. Маркс, который сделал вот такое заявление - то есть
бурно развивается наука, а тут сидят замшелые философы, которые писали
там свои вот эти диссертации, полуидеалистические, ничего не смыслят в
новых достижениях наук, и они говорят о том, что вот они там - онтологические
схемы, наиболее общие, наиболее правильные об устройстве мира. "Вы че-нибудь
в химии петрите?" - "Нет". - "В физике?" - "Нет". - "И вы о каких-то там
вот общих это?... А о законах мышления, работы Павлова читали?" - "Нет".
- "Это?" - "Нет". - "Ну что… эээ".
Но основным явилось следующее. Что Маркс совершенно правильный тезис произнес,
приверженцем которого мы и являемся.
На другом языке это звучит так: "Раньше философия объясняла мир, теперь
задача - изменить мир".
Что означал этот тезис? Тогда еще, в момент индустриального общества,
ну естественно - социальную революцию, и прочие вот такие вот движения.
Форма тогда могла быть одна. Хотя под этим лежит более общий лозунг. А
именно: "Надо понимание переводить в действие".
Маркс это сказал на более революционном языке. В более революционной.
Началось это все. Мощно так. Очень мощно. Но философия кончилась.
Соответственно, почему продолжалась "философия" дальше? Мир разделился
на два лагеря - социалистический и капиталистический. В социалистическом
мире, "философия марксистско-ленинская" нужна была как основное, ну я
забыл сказать, что существует такой раздел философии, кроме онтологии.
Ну, существует три раздела основных: онтология, гносеология и этика.
Что я хочу сказать: после раскола мира на две социальные системы, "марксистско-ленинская
философия", она стала являться инструментом - циничным инструментом -
штампования мозгов.
Что такое "циничный инструмент"? Это означает, что сидят, например, в
1848 году два человека. Одному 30 лет, другому 28, и пишут книгу. Пьют
пиво, курят сигары. Дело в Лондоне происходит. До 3-х часов ночи раздаются
всякие взрывы хохота, и так далее - это из документов архивных: записка
английского шпика. 1848 год - год написания "Манифеста Коммунистической
партии". 30 - это Маркс, а 28 - это Энгельс, а шпик - это тот, кто за
ними следил.
Молодые люди, - вы можете себя с ними по возрасту сопоставить, - начинают
чего-то понимать, как вот мир должен, потому что вот он вот такой, а вот
он должен так. Их лозунгом является, что... - тогда еще не было даже,
естественно, слова "марксизм" - их лозунгом является, что "нет в мире
ничего вечного, кроме вечных изменений". Я это говорил про Гегеля - у
него это примерно так звучит.
А это то, чего вообще придерживался Маркс. Естественно, очень трудно -
когда тебе 32 года, ты пьешь пиво и первый раз за всю историю человечества
пишешь "Манифест Коммунистической партии". И стоишь на позициях, что все
должно изменяться, изменяться, динамично, правильно и адекватно, - тебе
очень трудно представить, что через 150 лет, в другой стране, 150 миллионов
человек, будут бить друг другу морду и расстреливать, если кто-то из них
хочет изменить какое-то слово из моих книг через 150 лет. Это очень трудно
представить.
Ну, это я на другом языке пытался описать явление "ревизионизма". Что
такое "ревизионизм"? Как в Китае, когда там слали в лагеря, и у нас это
когда-то было. "Ревизионизм" - это ревизия Маркса, ревизия священных текстов.
То есть кто-то не так трактанул. Очень трудно это представить. (пауза)
В 32 года это очень сложно представить. Вот. Это к тому, что было произнесено,
что "философия кончилась". (пауза)
Эни:
Штамповка мозгов.
Клейн:
Штамповка мозгов чем?
|