Беседы с Клейном
Июнь 2001 года
Подмосковье


Как учиться на семинаре
Часть 1

Клейн:
Рамки - учиться. Учиться на семинаре. Наверняка кто-то из вас уже был на каких-то тренингах, на каких-то обучающих семинарах. Вот что нужно для того, чтобы наиболее эффективно учиться? И я попрошу вас всех мне в этом деле помочь. Поэтому если кто-то знает хоть один принцип, прием или что-то полезное на тему "как учиться" пожалуйста, говорите какие-то свои слова, какие-то свои тезисы и мы соберем такую вот горочку этих правильных правил. И, основываясь на этом, а также на другом - другое, я имею ввиду прежде всего то, что я приготовил для вас какое-то количество лекций, бесед и игр по теме "энергетика" и каким-то смежным темам. Одна из них, естественно, "Вторая Логика".

То есть кроме того, что вот я буду что-то делать, я бы хотел чтобы на этом семинаре еще кто-то из вас активно участвовал. Что-то рассказывал, что-то показывал, может быть что-то проводил. Брал на себя какие-то функции. Поэтому прошу вас помогать мне, и, сразу же, начинать выдавать какую-либо ценную информацию. Естественно, если вы будете делать это не активно, я вас буду шевелить. У кого есть идеи, предложения, кто умеет учиться, кто знает, что это такое? Достаточно одной фразы, одного приема. Что-то одно. Не обязательно читать лекцию.

Таня Куренкова:
Учиться на семинаре. Первое: нужно быть всегда в активной зоне.

Клейн:
Вот сразу же вопрос: что такое "активная зона"? Поэтому я тебя прошу, раз сразу же завязалась беседа... вот здесь у нас есть целый ряд стульев. Пожалуйста, любой может взять стульчик, сесть сюда и отстаивать свою точку зрения, комментировать. То есть будет такой активный мини-блок деятельности. Пожалуйста, вопрос был "что такое активная зона"?

Таня Куренкова:
На семинаре есть лидер. Один или несколько. Вокруг них всегда что-то происходит. Вот для того, чтобы правильно учиться и получать от него по максимуму, нужно постоянно находиться в активной зоне. Постоянно принимать участие в том, что на семинаре происходит.

Клейн:
Есть такое да? То есть понятно: тот, кто гуляет на улице, тот молодец. Кто сидит у себя в комнате тот тоже молодец. Но чтобы быть еще больше молодцом, быть максимально эффективным, он должен быть все время в активной зоне. Не на периферии процесса, а в активной зоне. И, второй вывод из этого: если что-то происходит, то не сидеть у стеночки, а стремиться в активной зоне, в центральной зоне вот этого процесса находиться. То есть что-то делать самому.

Вот замечательно. Первый принцип, который Таня называла, который мы разобрали быстро, может быть к которому мы будем возвращаться, это находиться в активной зоне. Еще?

Таня Куренкова:
Действовать. Не бояться, не стесняться, не лежать в оболочке, а, если есть возможность каким-либо образом проявиться, то нужно проявляться.

Клейн:
То есть - проявляться. Это общий принцип - проявляться. И здесь, естественно, тоже нужно проявляться больше чем где бы-то ни было. Этот принцип связан с первым принципом. Там активная зона, там действовать, там проявляться.

Но я бы хотел еще одну мысль подчеркнуть. Как бы вы здесь не проявлялись, вам ничего не грозит. Это самая безопасная зона из всяких ваших жизненных зон. Там, если вы не то что-то сделаете, над вами там надсмеются. Ну, в глаз дадут. Здесь нет. Ну, скажут что-то. Это не значит, что каждый должен вот так... - нет! Тем не менее это учебная зона.

Это, в каком-то смысле, оранжерея. И если в обществе, в социуме, в своей повседневной деятельности вы вот так проводите границы своей деятельности - вот здесь что-то делаете, а здесь себя ограничиваете, - то здесь вы, по крайней мере, можете эти границы отодвинуть на два сантиметра. Ну, можно до бесконечности отодвинуть. Но хотя бы на два сантиметра, на два с половиной... И не бойтесь, не бойтесь, что о вас что-то кто-то плохо подумает или еще, еще, еще... Безопасная зона.
А ты руку поднимал?


Участник:
Поднимал.

Клейн:
Да, прошу.

Участник:
Еще один принцип есть: не критиковать сразу, как поступает информация. Подождать, пока накопится кучка, потом...

Клейн:
Не критиковать сразу. Подождать пять секунд, кучка накопилась - ляпнул. Правильно?

Участник:
Да.

Клейн:
Очень важный принцип - не критиковать. Причем "не критиковать", в данном случае, это не означает не задавать вопросы или там вслух какую-то критику произносить. Речь идет о другом. Это очень явный принцип - не относиться критически. Вот можно сделать что-то, а кто-то говорит: "Нет. Я это делать не буду, потому-то потому..." Нет, ты сделай это. Пройди через это событие и вот тогда, когда ты через него прошел - это, как раз, и есть "насыпалась какая-то горочка информации" - вот тогда ты этот вывод сделай. Не тогда, когда у тебя информации вот столько, а когда ее вот столько. Это относится и к нашему с вами взаимодействию, к нашему семинару, так и к любым другим тренингам и семинарам. И, в общем, к любым жизненным явлениям.

Очень часто человек сталкивается с неизвестным. Он уже через 15 секунд говорит себе: а, все ясно! И уже делает какие-то выводы. На самом деле это реакция нашего сознания. Или даже точнее можно сказать - это реакция нетренированного сознания на неопределенность. На ситуацию-неопределенность.

Вот он столкнулся с чем-то новым. Ему как можно быстрее, этому сознанию, нужно привести все в какую-то определенность. И он эту определенность находит. Но не тем образом, что он что-то понял, он куда-то вник, а, ну вот буквально - автоматически. Буквально на уровне автоматизма: раз, раз, раз - сложилось мнение. Раз, раз, раз - сложился переучет. Раз, раз - сложилось какое-то название. И все. И дальше он там не капается. Почему? - Да потому, что нет у него причин копаться. Все комфортно. Было не комфортно - неопределенно. О! - это то-то, - назвал.

Дело в том, что слово, название, называние для нашего сознания равносильно объяснению. Я еще раз хочу сказать, что для нашего сознания, вот одна из его уловок - называние - равносильно объяснению. И когда человек с чем-то сталкивается и до тех пор, пока он сам или кто-то ему не назвал - это то-то, это то-то, это то-то... Как только назвали - все! Сразу это отодвигается как ясное. И только те, кто понимает этот механизм, а так же что-нибудь другое, несмотря на названия - называния одним словом называем "вот стало ясно"... Нет, не так. Вот когда вы докапываетесь...

Ну вот такое вот есть. Я немножко расширил так, о чем говорю, о деталях, но смысл именно таков: не воспринимать клещи.

Здесь одно важное, даже не добавление, а еще одну вещь я подчеркну. Этот принцип не работает так, что границ нет. Вот я ничего не воспринимаю критично. Если вы работаете грамотно, как менеджер, как тот кто управляет своим собственным пониманием, ростом своего собственного понимания, вы можете сказать: ОК! - в течение этого часа я воспринимаю вот так, а через час я разберусь. Или так: ОК! - в течение этого события, этого процесса, длится он день или две недели, я воспринимаю не критично, потом разберусь. Или так: буду терпеть до тех пор, пока меня аж не выдавит на то, чтобы определиться.

Что такое "не выдавит на то, чтобы определиться"? Ну, например. Вот человек. Вот что-то он говорит, он несет что-то новое. У вас могут быть две реакции и между ними будет сочетание. Первая реакция такая: "Вот молодец, правильно говорит!". Вторая реакция: "Вот дурак!". Так вот, должно быть другое. Если вы входите в какой-то поток, учитесь, то не должно быть реакций... "Молодец" - ладно, пусть будет. А вот "дурак" - такого быть не должно. Должно быть так, что если вы видите, что вызывает у вас реакцию, мысль вот эту вот "ой, дурак!", вы должны подумать: "Чего-то я видимо не догоняю". Вот это вот конструктивно. Тогда вы можете двигаться.

То есть еще раз. Вы определяете себе зону, где вы стоите на позициях НЕ критичности. Или, другими словами, на позициях "если чего-то не по мне, значит я чего-то не понимаю". И находитесь на них определенное время. Заранее определяете или это событие, или чего-то еще.

И что тогда происходит? Вот у вас есть набор каких-то стереотипов, набор каких-то установок. Вот так вот вы видите мир. То есть, есть некий фильтр. И когда на вас идет поток информации, что делает этот фильтр? Что делает другой фильтр? Часть информации он пропускает, часть отклоняет - ну, искажает - часть не пропускает. И вот когда я говорю чтобы быть НЕ критичным, о том чтобы думать, что если чего-то мне не нравится значит я чего-то не догоняю, это означает, что вы просто убираете свой фильтр на вот это время. И тогда через этот фильтр просачивается не вот такой поток, а вот такой вот. Это означает, что скорость вашего обучения, то есть скорость получения количества информации, возможностей, возрастает в несколько раз. И это очень важно. И это является одним из основных принципов обучающегося. Разумного обучающегося, сознательного, осознающего себя обучающегося. Вот так. Вот такое вот есть. Спасибо огромное.

Часть 2


Беседу в текстовый формат перевел Роман Самбул
Sambul <samrom@mail.ru>


 

Rambler's Top100 Рейтинг Эзотерических ресурсов

Hosted by uCoz