Участник:
Поднимал.
Клейн:
Да, прошу.
Участник:
Еще один принцип есть: не критиковать сразу, как поступает информация.
Подождать, пока накопится кучка, потом...
Клейн:
Не критиковать сразу. Подождать пять секунд, кучка накопилась - ляпнул.
Правильно?
Участник:
Да.
Клейн:
Очень важный принцип - не критиковать. Причем "не критиковать", в данном
случае, это не означает не задавать вопросы или там вслух какую-то критику
произносить. Речь идет о другом. Это очень явный принцип - не относиться
критически. Вот можно сделать что-то, а кто-то говорит: "Нет. Я это делать
не буду, потому-то потому..." Нет, ты сделай это. Пройди через это событие
и вот тогда, когда ты через него прошел - это, как раз, и есть "насыпалась
какая-то горочка информации" - вот тогда ты этот вывод сделай. Не тогда,
когда у тебя информации вот столько, а когда ее вот столько. Это относится
и к нашему с вами взаимодействию, к нашему семинару, так и к любым другим
тренингам и семинарам. И, в общем, к любым жизненным явлениям.
Очень часто человек сталкивается с неизвестным. Он уже через 15 секунд
говорит себе: а, все ясно! И уже делает какие-то выводы. На самом деле
это реакция нашего сознания. Или даже точнее можно сказать - это реакция
нетренированного сознания на неопределенность. На ситуацию-неопределенность.
Вот он столкнулся с чем-то новым. Ему как можно быстрее, этому сознанию,
нужно привести все в какую-то определенность. И он эту определенность
находит. Но не тем образом, что он что-то понял, он куда-то вник, а, ну
вот буквально - автоматически. Буквально на уровне автоматизма: раз, раз,
раз - сложилось мнение. Раз, раз, раз - сложился переучет. Раз, раз -
сложилось какое-то название. И все. И дальше он там не капается. Почему?
- Да потому, что нет у него причин копаться. Все комфортно. Было не комфортно
- неопределенно. О! - это то-то, - назвал.
Дело в том, что слово, название, называние для нашего сознания равносильно
объяснению. Я еще раз хочу сказать, что для нашего сознания, вот одна
из его уловок - называние - равносильно объяснению. И когда человек с
чем-то сталкивается и до тех пор, пока он сам или кто-то ему не назвал
- это то-то, это то-то, это то-то... Как только назвали - все! Сразу это
отодвигается как ясное. И только те, кто понимает этот механизм, а так
же что-нибудь другое, несмотря на названия - называния одним словом называем
"вот стало ясно"... Нет, не так. Вот когда вы докапываетесь...
Ну вот такое вот есть. Я немножко расширил так, о чем говорю, о деталях,
но смысл именно таков: не воспринимать клещи.
Здесь одно важное, даже не добавление, а еще одну вещь я подчеркну. Этот
принцип не работает так, что границ нет. Вот я ничего не воспринимаю критично.
Если вы работаете грамотно, как менеджер, как тот кто управляет своим
собственным пониманием, ростом своего собственного понимания, вы можете
сказать: ОК! - в течение этого часа я воспринимаю вот так, а через час
я разберусь. Или так: ОК! - в течение этого события, этого процесса, длится
он день или две недели, я воспринимаю не критично, потом разберусь. Или
так: буду терпеть до тех пор, пока меня аж не выдавит на то, чтобы определиться.
Что такое "не выдавит на то, чтобы определиться"? Ну, например. Вот человек.
Вот что-то он говорит, он несет что-то новое. У вас могут быть две реакции
и между ними будет сочетание. Первая реакция такая: "Вот молодец, правильно
говорит!". Вторая реакция: "Вот дурак!". Так вот, должно быть другое.
Если вы входите в какой-то поток, учитесь, то не должно быть реакций...
"Молодец" - ладно, пусть будет. А вот "дурак" - такого быть не должно.
Должно быть так, что если вы видите, что вызывает у вас реакцию, мысль
вот эту вот "ой, дурак!", вы должны подумать: "Чего-то я видимо не догоняю".
Вот это вот конструктивно. Тогда вы можете двигаться.
То есть еще раз. Вы определяете себе зону, где вы стоите на позициях НЕ
критичности. Или, другими словами, на позициях "если чего-то не по мне,
значит я чего-то не понимаю". И находитесь на них определенное время.
Заранее определяете или это событие, или чего-то еще.
И что тогда происходит? Вот у вас есть набор каких-то стереотипов, набор
каких-то установок. Вот так вот вы видите мир. То есть, есть некий фильтр.
И когда на вас идет поток информации, что делает этот фильтр? Что делает
другой фильтр? Часть информации он пропускает, часть отклоняет - ну, искажает
- часть не пропускает. И вот когда я говорю чтобы быть НЕ критичным, о
том чтобы думать, что если чего-то мне не нравится значит я чего-то не
догоняю, это означает, что вы просто убираете свой фильтр на вот это время.
И тогда через этот фильтр просачивается не вот такой поток, а вот такой
вот. Это означает, что скорость вашего обучения, то есть скорость получения
количества информации, возможностей, возрастает в несколько раз. И это
очень важно. И это является одним из основных принципов обучающегося.
Разумного обучающегося, сознательного, осознающего себя обучающегося.
Вот так. Вот такое вот есть. Спасибо огромное.
Часть 2
Беседу в текстовый формат перевел Роман Самбул
Sambul <samrom@mail.ru>
|