Беседы с Клейном
Апрель 2001 года
Москва


Ну, как-то

Клейн:
...Они выражены таким образом, что на одной странице или в одном месте идёт "делай вот так, вот так, вот так, вот так", а через какое-то количество страниц "делай вот так, вот так, вот так, вот так" (Примечание: речь идет о Библии). Это обусловлено спецификой того конкретного изложения.

Ну, представь. Древняя Галилея. 2000 лет назад. Иудея, населённая пастухами и рыболовами. Там ничего нельзя сказать сложного. Там наоборот... Вот если я говорю: "круг, треугольник", то это предполагает, что слушатель, по крайней мере, знает, что такое круг и треугольник. Причём с детства. А если люди этого не знают, то нужно... Вот представь, "посеешь ты поле". Или - "поймаешь ты рыбу". И так далее по тексту. Но во всём, что говорил Христос, во всём, что он делал - там постоянно присутствует коан. Просто две его части всегда разнесены. А в этой вот притче, когда левая рука не знает, что делает правая - это самый яркий пример, когда они соединены в одно. То есть все, чей уровень мышления, чистоты сознания выше чем какая-то планка, - они просто физически не могут существовать иначе, чем во второй логике. То есть видеть мир в единстве вот этих противоречий.

Игорь Шухов:
Тогда получается, что загрязнённость моего мышления… и там у меня так всё грязно, что понимаешь… Вот маленький пример даже…

Клейн:
Ты можешь, конечно, думать, что у тебя там загрязнённость внутри и…

Игорь Шухов:
Да я не знаю, что думать.

Клейн:
Вот послушай. Ты можешь это думать, но это не должно быть слишком эмоциональной мыслью. Я тоже загрязнён всякими загрязнениями. Можно говорить о грубости, толстоте загрязнений и тонкости, но общий уровень загрязнённости примерно один и тот же. На пути от нуля до бесконечности - сто, тысяча, миллион - это почти одно и то же. Если на нашу историю взглянуть с точки времени, отнесённой на 50 миллионов лет вперёд - допустим человечество столько существует - то все мы - современники Христа. То есть, разницы нет между нами, допустим, и римлянами. К примеру, ты мне можешь сказать, кто раньше родился Гомер или Ромул? Ну, ты знаешь, кто такой Ромул?

Игорь Шухов:
Нет.

Клейн:
Рем и Ромул - основатели Рима. А Гомер, ты знаешь, это был великий певец и поэт древнегреческий. Вот кто из них раньше родился?

Игорь Шухов:
Понятия не имею.

Клейн:
Ты не знаешь, да? Разница между их рождениями лет в 700 примерно. Хотя даже я, зная что это такое, наверное могу заблуждаться. Но ты не знаешь - это значит, что для тебя они "вот где-то там". Древне-римские греки. Всё едино. Так прошло не 50 миллионов лет. Прошло всего, допустим, две с половиной тысячи лет. Но это всё сжимается. И поэтому, если говорить о том, кто дальше ушёл в своей загрязнённости, кто ближе - на большом отрезке от нуля до бесконечности - бесконечностью назовём просветление - там одинаково. Поэтому нечего беспокоиться. Копать нужно. И всё. Спокойно.

Игорь Шухов:
Да.

Клейн:
Противоположное нужно только для того, чтобы... Ну вот ты загрязнён, тыры-пыры, трали-вали. Мне даже говорить об этом не хочется. Это всегда нужно чисто в человеческих целях, чтобы кого-то там придавить или как-то выстроить. Ну вот, бац-бац, надавал - ты плохой, ты двоечник, тебе нужно стремиться. Политика кнута и пряника, короче говоря. Это всегда политика управления. А всерьёз задумываться о собственной загрязнённости - это такое же пустое занятие, как и всё остальное.

Игорь Шухов:
Я, честно говоря, не сомневаюсь, что это влияние...

Клейн:
Ну а чего ж ты тогда начинаешь, что "я такой загрязнённый"?


Игорь Шухов:
Ну видишь, опять же… Словами не могу объяснить. Ещё раз говорю. Вот, допустим, вопрос есть, а правильно сформулировать его не могу.

Клейн:
Ну это же не страшно, что ты так сказал, а я тебя понял так? Мы же в каждом номере журнала пишем, что, если тебе задан вопрос, то у тебя есть возможность дать нужный тебе ответ. Вот я и даю. (смеется)

Игорь Шухов:
То есть, другими словами, несмотря ни на что, нужно ходить и улыбаться, да? Или не улыбаться? Ну, то есть, хочется улыбаться мне людям, понимаешь?

Клейн:
Ну улыбайся.

Игорь Шухов:
Я улыбаюсь, а в ответ мне... (разнообразные звуки имитирующие "получение по морде").

Клейн:
Вот смотри, как интересно получается. Для тебя это отдельная школа, отдельное упражнение. Может быть, когда-то ты не умел улыбаться. Тебе нужно было научиться улыбаться. Ты стал улыбаться. Теперь ты не можешь улыбаться так, чтобы люди правильно реагировали или ты не можешь выносить их реакцию. Это тогда одно и то же. Вот такой вот уровень сознания. Уровень сознания - это всегда баланс загрязнённости и чистоты. Такой уровень, как планка - она движется. Внизу - красное, вверху - синее. Вот тут баланс, граница между этим, потом выше - там баланс. Для тебя это отдельное упражнение. Ты можешь ходить и улыбаться, пока ты что-то такое не поймёшь и не станешь улыбаться так, что тебе в ответ начнут улыбаться. Или пока ты что-то не поймёшь и перестанешь обращать внимание на их реакцию. Я не знаю что. Но если - ты же знаешь, да? - что-то делаешь и что-то не получается, то, если не бросаешь это делать, а продолжаешь делать, это потом получается. Начинаешь уметь забивать гвоздь.

Ну, как пример - возвращаемся к Христу - на притче. Вот про гвоздь - "умеешь забивать" - это чёткий пример. Это и есть притча. Если она ещё имеет сюжет, то это замечательно. Очень полезная штука. Ну, - понятно, да? - что всё, что происходит, это уроки. Ходишь, ходишь, ходишь, ходишь, ходишь. Получаешь, получаешь, получаешь. Что-то думаешь. Вот ты поулыбался - тебе в ответ это. Ты Ольге говоришь: "Ну, должны же хоть в ответ улыбаться!", а Ольга говорит: "Вот видишь, Игорь. Ты жалеешь себя". Ну, я знаю, что Оля другое сказала. Что ты что-то требуешь от людей - чтобы они вот так вот. А ты говоришь: "Нет, я не требую". А тут я подошёл и говорю: "Нет, Игорь, требуешь. Потому что требование это то-то и то-то…" Хоп! - и ты на какую-то грань чего-то уже понял. А это понимание на всем на всем отразилось. Не только на линии улыбаться - не улыбаться людям. А на многом, на многом, на многом. Игорь, ну, как-то! (смеется)

Ольсон:
Часто встречающееся выражение Клейна - "Ну как-то". Короче, верти как можешь.

Клейн:
Так я хочу сказать, что это как раз таки...

Лотос:
Это формула.

Клейн:
Это формула из второй логики, которая говорит, что рецептов и чётких указаний нет и быть не может. Но есть большая уверенность, что в своей конкретной ситуации ты - будучи конкретным сознанием с такими-то особенностями, с такой-то историей - ты обязательно найдёшь конкретную, чёткую траекторию. Это и называется "ну, как-то". Нет сомнения в том, что найдёшь.

Ольсон:
Можно добавлю, да? Единственный, Игорь, в этом случае выход - разбор полётов. Разбор конкретной ситуации. Ты можешь это Саше рассказать...

Клейн:
Да, это важно. Это полезно.

Ольсон:
Чтобы двигаться. Если ты, тем более, не понимаешь. Ситуация произошла, а ты в ней не разобрался.

Клейн:
Лотос! Если ты будешь эту лекцию каким-то образом - каким-то образом! - перепечатывать, то для нее есть хорошее название - "Ну как-то".
(пропуск в записи)

Ольсон:
У меня всё время рот растягивается в улыбке. Я ничего с собой поделать не могу.

Клейн:
Единственный, на самом деле, важный вопрос - единственный значимый вопрос - это не позволить своему сознанию убедить тебя в том, что всё это бессмысленно. По той или иной причине бессмысленно. То ли потому что это недостижимо, то ли потому что это всё фигня. Не позволить ему убедить тебя, что не существует Пути, не существует надобности. Потому что вот посмотрел на себя - я к примеру говорю - вот у меня слишком много загрязнений. Вот и не буду я над этим работать. Или вот посмотрел - да это всё фигня, чем люди там занимаются. Или посмотрел, вот Клейн мне нравился, а потом что-то он такое сделал и он мне разонравился. И поэтому получается такая лёгкая теорема-доказательство - раз Клейн вот это сделал, то и Путь фигня. Но это не так!

Никакой человек не может быть совершенством. Люди всегда могут спотыкаться. Слава Богу, если спотыканий поменьше. И чем выше человек по своему уровню развития, чем он дальше прошёл, тем он меньше спотыкается. Но, тем не менее, все несколько тысяч лет человечество ползёт, ползёт, ползёт в лице отдельных, конкретных своих представителей, и известных, и неизвестных. И пытается. Но как только доказал сам себе бессмысленность этого, так всё и кончается. И это единственная значимая, единственная самая мощная опасность. А во всём остальном можно спокойно спотыкаться. Это вот добрый Гессе написал - есть такое в "Паломничестве в страну Востока" - что главный герой уходит с Пути, а потом, в конце жизни, прозревает и попадает опять в какую-то среду, компанию...

Ольсон:
Как Иисус Христос… Там такая же ситуация.

Клейн:
Это в фильме вот этого... итальянца. "Последнее искушение Христа". Что он в конце вывернулся. Так это кто вывернулся, в конце концов? Христос и тот еле-еле вывернулся. Один из самых мощных в истории еле-еле вывернулся. Но обычно не выворачиваются. В этом смысле Гессе очень добр, что позволил своему литературному герою вернуться. Обычно так, вышел - выпал. Мир устроен крайне справедливо. Право на ошибку есть. Даже на большую ошибку. Но право... Знаешь, это вот так называется: "Умерла, так умерла". Я ещё раз говорю. Я не знаю точно, но по-моему эта штука устроена именно так: сошёл - всё, конец! И китайцы, если не на эту тему, то на другую говорили, что "одно слово и могут рухнуть небеса". Это есть в китайских афоризмах, собранных у нас на сайте. От одного действия - много всего.

Тоже всем известно, что даже большими, большими, большими действиями и телодвижениями человек почти ничего изменить не может. И как вот совместить то, что "от одного слова может всё взорваться" и "большими, большими действиями, что бы ты ни делал, ничего изменить не возможно". Такое же совмещение несовместимого, как "правая рукой делай одно, левой - другое", чтобы не знала левая рука, что делает правая. Совмещение несовместимого. Как так? Ну вот, как-то. На конкретном примере про Путь я могу сказать так, что на Пути можешь как угодно ошибаться. Но если закрыл сам Путь, то "умерла, так умерла". Одной мысли, одного слова достаточно. Ну как-то… Ну как-то. (смеется)


Беседу в текстовый формат перевела Настя
Nastja <nenastye@hot.ee>


ответы клейна
на главную страницу

 

Rambler's Top100 Рейтинг Эзотерических ресурсов

Hosted by uCoz