Беседы с Клейном
Июнь 2002 года
Москва
Правильное действие
Клейн:
...То есть это, фактически, призыв переводить понимание в действие. Хоть
какое-то. Я не знал, что это есть в Евангелии. Но я знаю другую штуку.
Там притча есть, что приходит один вельможа к царю и говорит: "Царь!
Я тебе должен тысячу монет, но не могу их отдать." Царь говорит:
"Ну ладно. Я тебе прощаю". Вельможа довольный выбегает, все
классно. И дома к нему в тот же день приходит его должник и говорит: "Вельможа!
Я тебе должен десять монет, но я не могу тебе их отдать". Тот отвечает:
"А-а-а! Ты не можешь отдать? В наручники! В кандалы! В тюрьму!" Прошло
несколько дней и царь узнает, что вельможа так поступил. Вызывает его
и говорит: "Как же так? Я тебе тысячу, а ты вот так вот - в тюрьму? Отрубить
ему голову!" И отрубили.
А мораль этой притчи такова... Я не помню сейчас, расшифровывается она
или не расшифровывается. Это Христос говорит в Новом Завете. Он, как бы,
совсем глобально говорит: "Вот есть Бог и вот вы чего-то там. Нужно тогда
соответствовать: если хотите, чтобы к вам Бог так, то и вы тогда к тем,
кто к вам обращается тоже так".
Вообще-то, мы разбирали эту мысль. Но в европейской культуре она, все
таки, через "не" преподается: не делайте то, чего не хотите, чтобы вам
делали. А делайте то, что хотите.
Ольсон:
Это совершенно бессмысленное занятие.
Клейн:
Что именно?
Ольсон:
Делать людям то, чего бы ты хотел, что бы они делали тебе. Делать именно.
Не говорить, что я сейчас тебе сделаю, а просто делать.
Клейн:
А бессмысленное в каком смысле?
Ольсон:
Ну, оно не благодарное. В том смысле, что чистое.
Клейн:
Блин! Ну, ты же что-то понимаешь. Но ты так говоришь, что тебя вообще
не понять если не знаешь. Что ты имеешь ввиду, когда говоришь, что это
дело бессмысленное? То есть плохое? Вредное?
Ольсон:
Хорошее.
(смех)
Клейн:
Ты же так говоришь?
Ольсон:
Ну, бессмысленное, в том смысле, что...
Клейн:
В каком смысле?
Ольсон:
...бессмысленное.
(смех)
Клейн:
В каком смысле, это бессмысленное дело? Делать что-то хорошее окружающим
людям?
Ольсон:
Ну, что такое смысл? Ставишь цель и тогда все свои смыслы к ней подтягиваешь.
В этом случае оно бессмысленное, потому что нет цели. Оно неблагодарное.
И в этом смысле оно чистое.
Клейн:
Ты меня запутала, но я стараюсь понять. Потому что ты мне говорила...
Оля тут выдала, что правильное действие или чистое действие отличается
от неправильного совсем не так, как я всегда думал. Ну, я думал, что есть
правильное, есть неправильное. Точно так же, как я когда-то думал, что
есть черная магия, есть белая магия, потому что у одной - хорошие цели,
у другой - плохие. Оказывается нет. Разница не в целях, а в самом принципе.
И вот тут мне Оля неделю назад сказала, что, оказывается, правильное действие
- это когда ты делаешь и все. Не обматываешь действия мыслями, ментальными
конструкциями, сожалениями, прогнозами. Чем менее оно обмотано, тем оно
более правильное. Чем больше оно обмотано, тем более оно неправильное.
То есть правильность-неправильность различается по обмотанности-необмотанности.
Если ты обматываешь свое действие тем, тем, тем и тем, вплоть до ступора,
то ты транслируешь искажения, искажения, загрязнения, загрязнения. А тут
я недавно читал "Хэлп". Нет, не "Хелп". Журнал "ДзенРу".
(смех )
Вопрос из зала:
Ну и как, Клейн?
Клейн:
Ты знаешь, меня там поразила одна четкая формулировка. Меня спрашивает
кто-то: "Что такое индивидуальное я?" И я там ответил, что "индивидуальное
я" - это "мне, мне, мне, мне". "А что такое кармическвая активность?"
- "Кармическая активность - это активность с позиции "мне, мне, мне, мне".
"А что такое благая активность?" - и ответ мне очень понравился. Я там
написал, что это активность с позиции противоположной "мне, мне, мне"
- живоглотство - и, одновременно, позиции "вам, вам, вам" - мессианство.
То есть в просветленной активности нет ни того, ни другого. Ни "мне, мне,
мне", ни "вам, вам, вам". Это я приближаюсь к "чистому и бессмысленному
действию", что в голове просто ничего не делаешь.
Беседу в текстовый формат перевел Илья Зофф
http://zemskoff.by.ru
|