Учащийся:
Это чувствуется, в какой момент. Когда ты отошел, появился Слава...
Клейн:
Я всё время отходил. Я всё время прыгал и отходил, прыгал и отходил, прыгал
и отходил.
Учащийся:
После того, как появился Слава - это особенно было заметно. Потому что
до его появления тебе постоянно приходилось раскручивать. А после этого
всё как-то покатилось и достаточно органично. То есть народ уже подключился
и сам начал участвовать в этом процессе.
Клейн:
Да, и ты видела - я сразу же ушёл в тень. Но это опять относится не к
приёмам, а к принципам. Тут нужно ясно сознавать, что это работа. Если
это высококвалифицированная работа, то нужен будет только результат, а
ни что другое. То есть для того, чтобы быть на третьем уровне мало иметь
определённый уровень понимания процессов. Нужно еще иметь определённый
уровень личной просветлённости и чистоты, чтобы не увлекаться самолюбованием,
например. Не якать.
Ещё, в качестве принципа, нужно сказать следующее. На примере противопоставления.
Если в сценарии ты наметил что-то - ты это делаешь. А здесь ты отскакиваешь
как пуля. Я имею в виду как пуля в скорости. Куда-то пробиваешься, кого-то
вытаскиваешь. Не получается - тут же переключаешься на другое. Переключаешься
с форм. С одной на другую форму вытаскивания. С объекта на объект. С вытаскивания
на не-вытаскивание. С чего-то на музыкальную паузу. Ты должен быть очень
гибким. Ты должен быть как вода. Как струя.
Учащийся:
Скажи, пожалуйста. Когда ты кого-то вытаскивал одни люди ломались и отходили
в сторону. Ты на них внимания не обращал. Ты их пропускал. А кого-то ты
цеплял достаточно крепко. В зависимости от чего это происходило?
Клейн:
Так как процесс идёт очень быстро, то он не весь контролируется и не обязан
весь контролироваться интеллектом. Это интуитивная, или непосредственная,
или глобальная реакция твоя на человека и на ситуацию, в которой мозги
- интеллект - играют лишь подчинённую роль. Ты должен чувствовать. Вот
ответ. Я не знаю, почему от одного я отходил, за другого цеплялся. Потому
что нужно в течение полсекунды обрабатывать большое количество информации.
Интеллект наш на это не способен. Только чувствовать. Это такая континуальная,
не дискретная штука.
Это не значит, что веселье невозможно без такого рода работы. Веселье
возникало и будет возникать. Но знание таких приёмов и умение так работать
даёт гарантированное веселье. Что в данном случае "веселье"? Это гарантированный
результат. Все приёмы, которые мы изучаем, они стремятся к тому, чтобы
давать гарантированный результат. Это очень важно. Не просто там чего-то,
а гарантированное что-то. И это значит, что идёт не только точная цепочка,
а и то, что она со всех сторон поддерживается.
А что такое "гарантированный результат"? В чём смысл "гарантированного
результата"? Понятно, что если сто человек бегут - кто-то прибежит первым.
Я, в данном случае, отвлекаюсь от вечеринки, от party. Я, в данном случае,
говорю только о гарантированности результата. Понятно, что из ста претендентов
кто-то будет первым. Но гарантированность означает, что этим первым должен
быть ты. Всегда будет первый, или всегда будет лидерская группа, или ещё
что-то. Но гарантированность означает, что ты, и именно ты, будешь там.
И в этом смысле - точно так же как веселье. Веселье будет то там, то там,
то там, то там. Но твоя работа - дать гарантированный результат. Там,
где ты - будет веселье. Тогда, когда ты хочешь, естественно.
Самое интересное, что люди веселятся, не замечая, что кто-то управляет
ситуацией или кто-то управляет ими. Самое большее, что они видят, что
есть лидер, от которого исходит какое-то количество слов, шуток и так
далее. И это очень хорошо. И это тоже - если мы говорим об уровнях управления,
как то "сценарий", "сценарий-лидер" - тонкость уровней управления процессами,
любыми событиями. Это то, в чём нужно отдавать себе отчёт. Соответственно,
то, о чём мы говорим применимо не только на вечеринке, а так вообще устроены
процессы.
Вторая часть. Существуют приёмы и существуют, как мы увидели, принципы.
Мы сейчас говорим о приёмах. Можно назвать приёмом то, что без алкоголя.
То, что перенос времени. Но это условно. Хотя, это делалось не специально,
а совершенно естественно. Но в этом заключается некий приём. Дело в том,
что чем больше таких сбивающих вещей, "сшибок", неожиданностей, тем лучше.
То есть человек выводится из какого-то инертного, повседневного или того
состояния, в котором он находится в подвешенное. Вот, кстати, Татьяна,
один из принципов. Для того, чтобы человека перевести в другое состояние...
Учащийся:
Его нужно выбить из его нормального состояния, чтобы он попал в состояние
неопределённости.
Клейн:
Неопределённость. Совершенно верно. Или, другими словами, чтобы перевести
из состояния одного устойчивого равновесия в состояние другого устойчивого
равновесия его нужно вывести из равновесия.
Учащийся:
Не бывает двух устойчивых равновесий.
Клейн:
Бывает одна ступенька и другая ступенька, когда ты идёшь по лестнице.
Переход из одной лунки воды в другую лунку, расположенную ниже - это тоже
устойчивое равновесие. Мы можем говорить об устойчивом равновесии, как
о статическом, когда шарик из одной лунки попадает в нижележащую лунку.
Так же мы можем говорить о равновесии динамическом, когда один процесс,
живой, переходит через какое-то состояние и превращается в другой процесс.
Я просто хочу зафиксировать, что существует два вида равновесия: статическое
и динамическое. И даже когда шарик переходит из лунки в лунку, он должен
перевалить через какой-то барьерчик. И на этом барьерчике он находится
в неустойчивом состоянии. Упал и зафиксировал. Все приёмы единоборств
основаны на чём? Нужно вывести человека из устойчивого равновесия и перевести
в другое устойчивое равновесие, лёжа на ковре, например. Вот это все расшатывающие
штуки способствуют организации процесса. Расшатывание - это принцип создания
процесса. Какие, Наталья, ты приёмы заметила ещё?
Учащийся:
Ну, они очевидны. Начиная от забавных подарков, причём не одного, а нескольких.
Тоже очень хороший приём то, что их несколько...
Клейн:
Так, забавные подарки. Но это входит в приём расшатывания, то есть приём
один.
Учащийся:
То, что мы понимаем как выплеск энергии и переход в состояние...
Клейн:
Цель процесса? Цель процесса "выплеск энергии"?
Учащийся:
Переход...
Клейн:
Да, а процесс - это формирование этого выплеска.
Учащийся:
Этот выплеск происходит определёнными волнами: больше, меньше, больше.
Клейн:
Генерация.
Учащийся:
Энергия присутствует у каждого в большей или меньшей степени. Есть некий
кульминационный момент: он может быть размазан, может быть ярким. Я даже
не знаю, как об этом говорить. По-моему, очевидно всё. Абсолютно очевидно.
Клейн:
То, что ты говоришь, я даже приёмом не считаю. Назови мне ещё какие-нибудь
очевидности.
|