Беседы с Клейном
Август 2003 года
Москва



Беседа с Ромой Самбулом

Клейн:
Я сразу увидел, что у тебя не хватает внутренней уверенности. Короче - ты паришься. Ты испытываешь чувство вины.

Рома Самбул:
Да. Четко. (смеется)

Клейн:
А это характеризует твой уровень. Вот он - такой. И все, что тебе нужно сделать - так это поднять этот уровень.

Рома Самбул:
Убрать чувство вины?

Клейн:
Сейчас ты можешь убирать чувство вины, изучать какие-то материалы, что-то еще делать. Это будет так: ты песок выгребаешь, а он опять насыпается. Но благодаря такому действию... Тут же такая магия: если ты это делаешь, то это не ведет к тому, чтобы ты это убрал: песок осыпается, осыпается - ты будешь вечно убирать. Но занятие этим позволит тебе каким-то вот таким образом выйти на другой уровень развития сознания.

Туда нет пути, о котором можно сказать "так, так и так". Но, одновременно, если ты идешь в верном направлении - ну, в том смысле, что намерение правильное - или другая модель: "правильная платформа", "правильная глобальная система координат" - то, что бы ты ни делал - а, желательно, делать что-то такое активное в этом направлении - это гарантировано приведет к тому. Хотя дороги туда нет, чтобы сказать тебе: "первый шаг - такой, второй - такой, третий - такой". Точно так же, как "застава без ворот" - я писал об этом, если ты читал... А-а-а! Я же не писал об этом.

Рома Мандрик:
Ты на Урале об этом рассказывал.

Клейн:
Это я сейчас готовлю статью про дзен. И там, в главе"Коан", я разобрал коан под названием "застава без ворот". Что это за "застава", которая "без ворот" и, в то же время, "застава"? Ладно. Опубликуем.

Так вот, если ты будешь убирать чувство вины - это правильное действие. Само по себе это не переведет тебя на новый уровень развития сознания. Но если ты будешь это делать, а также другое, другое, другое, то, через какое-то время - через полгода, через семь месяцев - ты очутишься там. И, как обычно, произойдет следующее: та проблема, которая была для тебя проблемой, она перестает быть проблемой. И не потому, что ты ее решил, а потому, что она "снимается": видится совершенно в новом ракурсе, который, кстати, удивительно простой -"блин! как же я это раньше не увидел?" Проблема снимается.

Другое дело, что тебя в этот момент окружают люди, которым ты даже ничего сказать не можешь. Потому что ты видишь, что они простых вещей не понимают. Что они получают по заслугам и все, что они делают, так это "наступают на грабли". То есть все сами делают. Но ты им это объяснить не можешь. Потому что как только ты начинаешь объяснять - они этого не понимают. Они - на "этом" уровне сознания. Там невозможно увидеть так. Вот и все. У тебя не должно быть чувства вины, Рома.

Рома Самбул:
Откуда оно возникает?


Клейн:
Ты хороший, честный человек. Ты мягкий. Ты не понимаешь.
(пауза, общий смех)

Вот из всего этого и возникает. То, что "ты не понимаешь", означает, что ты "находишься на таком вот уровне". Это модель, условность - но, тем не менее. А то, что "ты мягкий", в данном случае обозначает не расплывчатость, а то, что ты не представляешь из себя жесткую фанерную конструкцию, где не бьется ничего живого. Живое, оно всегда мягкое. Там кровь и там болит.

И я еще раз хочу подчеркнуть, что "мягкий" я говорю в этом именно смысле. Потому что одновременно, в другой системе координат, ты - человек очень жесткий. "Жесткий" понятно в каком смысле: когда ты куда-то, продвигаешься и так далее. Понятно, да?! Поэтому я четко определяю, что значит "мягкий". Это не расплывчатость - нет! Это живое. Ты честен с самим собой по одной причине - это не относится к категории "да, я буду честным с самим собой", как вторичное, это может иметь и такой лозунг - но в основе твоей честности лежит следующее: если ты что-то видишь, то тебе стыдно самого себя обманывать.

Рома Самбул:
"Стыдно" - означает, что "нет смысла".

Клейн:
Да. Перевожу "стыдно" на более точный твой язык: "не вижу смысла".
"Стыдно" на твоем языке означает, что "я вижу, что это - вот так; конечно, я могу себя задурить, но это как-то недостойно, глупо". (смеется)

Рома Самбул:
Да. Это точно. (смеется)

Клейн:
Самый эффективный для тебя способ такой: назначить для себя срок - три месяца, например. Можешь, месяц, можешь, три месяца. И идти - образцово, с хорошим настроением, имея в виду подложку всех твоих качеств, соображений и философии, имея в виду твое намерение три месяца протрубить в каком-то таком режиме, который требуется. А потом, через три месяца, посмотреть. Это самое эффективное для тебя сейчас.

А то, что ты паришься или страдаешь, или испытываешь чувство вины - это достаточно распространенная такая штука, которая ослабляет и тормозит. Она не является даже какой-то жертвой Богу, что "вот я попарюсь, а это как бы вот Ему..." То есть это ничто. Это мусор. Торможение. Это та теплота паразитическая, которая выделяется при трении. Ты пройди это, а потом прими четкое решение. Оно может быть: "Делаю вот так. Трансформирую все это". Или: "Перестаю здесь делать. Ухожу". Или: "Продолжаю еще один этап на таких же основаниях". Или: "Продолжаю новый этап уже на таких основаниях".

Короче, испытывать чувство вины и париться - это вообще глупо и недостойно. Не можешь разобраться - отключи все, пройди какое-то время и с той горочки информации, которая накопится - под информацией я имею в виду опыт, мысли - уже сделаешь выводы. Недостаточно информации - еще пройди.

Рома Самбул:
Под "примешь решение", что ты имеешь в виду?

Клейн:
Я это уже говорил, я это еще раз повторю. "Примешь решение" - значит "увидишь, что твою деятельность можно вот так трансформировать". Или полностью, или частично. Частично улучшить и пройти еще три месяца. Или ты увидишь, что ее нужно полностью трансформировать. Или ты увидишь, что ничего не понятно, тебе не хватает информации, нужно еще пройти - месяц, два, три. Или видишь: все ясно, я ухожу из этой системы.

Я не говорю, что это правильно. Я говорю варианты решений. Или видишь так: "ОК, все ясно; кажется, нужно уходить из этой системы, но - три месяца на проверку". Решение - оно конкретное всегда. Оно четкое. Хочешь, прочти еще "Магические беседы в бане". Пора париться, пора! Там речь о проблемах идет. И что проблема - это модель, в виде твоей цели, твоего желания. И действительность. А так же то, что любая проблема - она имеет содержательную, информационную, составляющую и эмоциональную. Если нет эмоциональной составляющей, то любая, так называемая, "проблема" - это всегда "задача": вот это не сходится с этим; нужно привести в соответствие. А проблема - это когда кроме содержательной составляющей еще присутствует эмоциональная: прыщи выступают, сердце отказывает.

И с любыми проблемами нужно стремиться так работать - так же, как с чувством вины и всем остальным: зафиксировал проблему, схватил эмоциональную часть - выкинул! Как можно быстрее решил содержательную часть. А не так, что "три месяца лежишь, лежишь, лежишь - а потом поднялся". Тебе будет тяжело, но ничего страшного. (смеется)

Я вчера сказал: "всем тяжело". Меня с периодичностью раз в месяц - ну, может последние два-три месяца этого нет - от одного до четырех дней такое прихватывает - все! Причем - чтобы было понятно, насколько это сильно, тяжело - такие штуки, как "вчера нам банк отказал в кредите" (они нас за нос водили еще до Летнего лагеря, мы как-то на них рассчитывали, и вот вчера они сообщили, что нет, мы вам денег не дадим) - так это даже не входит в ранг проблем, задач, которые обсуждаются, думаются. Я хочу сказать, что любые такие денежные штуки, да еще завязанные на какие-то там необходимости - это всегда тяжело переносится. Но для нас - это не входит даже в какие-то достойные внутреннего внимания проблемы.

И вот при том, что у нас такой уровень, и такие вещи даже не находятся в зоне нашего внимания - если нас плющит всерьез... ты представляешь, какие это серьезные вещи? Хотя со стороны это выглядит непонятно. Одно из таких последних "плющений" - это была середина семинара, середина Летнего лагеря Школы по Второй логике. И как эхо от этого "плющения", которое длилось всю ночь, это то, что Смэш пишет: "чувствую фронт энтропии за спиной", Игорь пишет: "я понял, что мне нужно делать - вставать в пять утра", Рома пишет: "все, нафиг разговоры". Даже Аэррандил пишет: "перестало колбасить от перевода в слова внутреннего расколбаса". (смех)

Это все - отсутствие интереса говорить, разговаривать, в какой-то момент понимаешь, что нужно делать - это все следствие того, что меня очень сильно плющило где-то между 4-м и 5-м днем семинара. Настолько, что Оля и Таня убегали далеко. Полный, извините за выражение, пиздец. Чейнджейбл, фактически, можно сказать, спасла мир. За что я пообещал ей канонизацию при жизни. Это уже через три дня она выиграла кубок - ну, это начало.

Так что тебя будет плющить и ты должен понимать, что все плющенье устроено таким образом - реальность такова: есть сознание - я, прямо, сейчас в форме "Алмазной сутры" скажу (смеется) - есть отклонение сознания от равновесия, есть возвращение сознания в равновесие. (пауза)

Все, что происходит внутри и снаружи - отклоняет. Все, что человек делает, все в чем он возится - это костыли, которыми он пользуется, чтобы вернуть сознание в состояние равновесия.

Чем ниже уровень, тем нужно больше костылей. Начиная от еды до "чтобы друзья во дворе уважали", "что улица скажет", чувствовать сопричастность к чему-то.
Чем выше, тем меньше этих костылей, тем они тоньше, меньше.

Но это единственная реальность: сознание, отклонение его от состояния равновесия, (любая проблема) и возвращение его.
Просто даже время - "полежал на диване три дня - все прошло" - это костыль.

Высокий уровень, начиная с какого-то, характеризуется тем, что сознание в состояние равновесия приводишь вот так вот! - (щелчок пальцами) - без костылей. Без опор. Опираясь на пустоту. Вот и все. Есть единственная реальность - сознание, отход от равновесия, возвращение к равновесию. Чем грубее твои костыли, чем их больше, тем более низкий уровень.


Рома Мандрик:
А работа ума - это тоже костыли?

Клейн:
Все костыли! Есть сознание, есть отклонение от состояния равновесия. Кому-то для возвращения сознания в состояние равновесия нужна работа ума. А кому-то - чтобы к нему на коленях приползли с венками, извинялись долго, и он их мучил три дня - ему хорошо! А есть уровень, начиная с которого - это вот так! (щелчок пальцами)

Это я не в переносном смысле говорю, а это, действительно, "вот так". Ты можешь из любого состояния, в которое тебя чуть-чуть отклонило... - на самом деле, там возрастает способность не отклоняться. Но не потому, что ты дубовее становишься, а потому что как только импульс начинает - ты уже возвращаешься в состояние равновесия. Не потому, что ты вот так вот стоишь, а потому, что он начинает, а ты уже возвращаешься. Он начинает, а ты возвращаешься. Это как аналог "опоры на пустоту". Которая по виду - как "ты опираешься на стальную плиту". Но опора на пустоту - там нет стали! Точно так же, как здесь нет такого, что упираешься. Не сдвинешь, потому что "не успевает начаться".

Но перед этим - с какого-то уровня - любое отклонение ты вот так вот делаешь. Тебе не нужно, поссорившись с девушкой проходить в течение суток - да даже в течение двух часов! - все стадии: сначала думать, потом это, потом то... Если вдруг занесло - то одна секунда и все! При условии, что она тоже "все!" Это позволяет тебе на работе мгновенно переходить из состояния в состояние: когда ты там - творческая личность, а там - бюрократ. Это позволяет тебе мгновенно переходить из состояния ора сразу же в улыбку. Не потому, что там начальник пришел, а вот другой человек - ты только отворачиваешься и уже не только на лице улыбка, а другое состояние. Ты не имитируешь. Но если нужно ты повернешься и опять заорешь. Это шокирует людей страшно.

В какие-то моменты, когда нужно что-то пробивать, когда возникают какие-то ситуации, нужно уметь орать, будучи совершенно просветленным. Но не в том смысле, что имитировать это.

Дело в том, что существуют три способа управления эмоциями. Людям известен один. Это "когда ему хочется заорать, а он себя сдерживает". Обрезает поток. Это распространенный способ, и все регулируют эмоции на этом уровне.

Есть другой способ - настоящий, чаньский, дзенский.

Он выглядит таким образом: у тебя внутри существует "заслонка". И ты контролируешь только ее. Если ты ее поднимаешь, отсюда вылетает ярость, ор. Или плясание, или хохот. Если ты ее закрываешь, эта вся штука исчезает.

В этом смысле, тебе не нужно "подрезать" эмоцию или имитировать ее, сохраняя ледяное спокойствие. В этом смысле, в Бхагавадгите читает европеец и спрашивает индийца: "Как? Почему? Арджнуна? Он же бог! Как он мог РАЗГНЕВАТЬСЯ на своих врагов? Он же бесстрастный - вот тут вот написано".

"Разгневался" - европейцу это непонятно. Смысл другой… Кусок глины или что-то подобное - нет! - я такой же живой! Только я еще более мобильный и живой. АААА!

Это очень полезное свойство, качество, и высокий уровень управления своими эмоциями. Если ты управляешь заслонкой - ты управляешь всем.

Существует третий уровень, еще более высокий. У тебя его долго не будет, но он наступит.

Итак, первый уровень: ты регулируешь края потока, ножницами, обрезая. На втором уровне: ты регулируешь впуск или выпуск потока, заслонкой. Но поток где-то образуется? И третий уровень - ты регулируешь "источник" потока.

Для того, чтобы это было понято, нужно показать в другой модельности. "Регулирование источника потока" не означает, что ты "затыкаешь этот источник". Потому что тогда - это, всего лишь, другой вид "заслонки".

Что там? Откуда он рождается, этот поток? "Источник" нужно описывать в другой модели.

Это выглядит так:
Ты, твое сознание - как некий полый шар.
В нем пусто. А в пространстве вокруг тебя гуляют всякие потоки.
И ты можешь протянуть руку - ты, полый шар, можешь протянуть руку - и втащить эту штуку в шар.
Тогда эта эмоция.
Тебе не нужна заслонка, потому что ты не выключателем работаешь, а рубильником электростанции. Вот очередной трюк.

Бог очень мудр, очень добр, очень весел, очень приколист - все, все, все в совершенной степени.

Точно также на семинаре: каждый прорабатывает все свои недостатки и недоработки - личные, конкретные. Так же и в жизни - рассматривать как большой семинар. Ты проработал недостатки. Или не "недостатки", а "усовершенствовал вот этот набор". На другом языке - "проработал недостатки". Понятно, да?… Ты засунут в самую нужную для тебя среду. Все остальные - для тебя были бы менее энергичными, менее актуальные. Короче, твоя электробритва работает на 480 вольт, а не на 220. Понятно, да? Тебе - вот такая среда нужна. Круку - вот такая среда нужна. У Крука вообще страшная картина. У Сергея Крука. Полный страх картины Сергея Крука. Это ужас! Заключается в том, что он - не парится, все понимает, ему ничего не надо. Точно так же, как тебе - "нужно удержаться на Пути, несмотря на такое бурление среды", ему - "нужно удержаться, несмотря на то, что ему ничего не надо, все хорошо, никаких внутренних парений". Когда тебя что-то мучает, ты видишь свои недостатки - тебе легче драться, у тебя больше мотиваций. Когда ты понимаешь, что "у тебя среда - вот такая, ты - должен здесь", у тебя - хоть спортивный интерес! А когда нет никаких мотиваций драться, развиваться?… Основная проблема, "страх картины Сергея Крука" - то, что у него нет мотиваций развиваться. Тем не менее, он справляется с этой ловушкой и развивается.


Беседу в текстовый формат перевел Игорь Шухов
Igor Shuhov <igor@zen.ru>


 

Rambler's Top100 Рейтинг Эзотерических ресурсов

Hosted by uCoz