29 мая 2000 года
В субботу, 27-ого,
мы ездили на Красноярские Столбы. Давно я так не отдыхал как там. Мы
прошли пешком около 20 км. в подъём и по спуску; забирались на каменные
глыбы; любовались природой с высоты. Сегодня я вспоминаю об этом небольшом
путешествии как о сказке. Несмотря на большую физическую усталость (я
не помню в своей жизни момента, когда мне приходилось бы пройти пешком
большее расстояние) вся наша компания получила полное душевное удовлетворение.
На Столбах я видел
увлечённых людей. Они шли небольшими группами или в одиночку и их глаза
светились от счастья. За всё время нашего путешествия, я не увидел ни
одного печального лица. Люди добровольно нагружали своё тело физическими
нагрузками и были счастливы. Они нашли счастье в работе, которая давала
им возможность проверить свои силы и получить за это вознаграждение:
полюбоваться пейзажами сибирской природы с высоты птичьего полёта.
Но когда на одной
из скал я увидел мемориальную доску, в память о погибшем скалолазе,
я вначале осудил этого человека за то, что он подверг свою жизнь опасности
ради развлечения. Сейчас, я вполне понимаю, как тяжело воздержаться
от искушения подняться всё выше и выше. Это можно сравнить с желанием
знать как можно больше; видеть как можно больше; понимать как можно
больше. Только вся разница заключается в том, что читая книги и размышляя
о возвышенном, мы на подвергаемся риску потерять свою жизнь. А разве
у нас есть что-либо ценнее жизни?
Ведь если мы потеряем
жизнь, мы потеряем всё: возможность любить и быть любимыми; оберегать
и защищать своих родных; жить и наслаждаться жизнью. Когда люди с восхищением
говорят о погибших спортсменах или просто увлечённых людях, мне всегда
хочется спросить: а как же их семьи, друзья, матери, отцы? Разделяют
ли они наше восхищение смертью своих детей, мужей или отцов? Кому сегодня
легче жить на земле от гибели увлечённого человека? Нет, я всё-таки
считаю, что человек не вправе распоряжаться своей жизнью так, как ему
заблагорассудится.
В Библии сказано:
"Не сотвори себе кумира…" Не может быть ничего величественней Бога и
важнее нашей жизни. Конечно, если сравнить смерть скалолаза и смерть
наркомана, то первая выглядит более благородной. Хотя если задуматься,
то чем смерть, может отличаться? Как в первом, так и во втором случае
человека не стало. Как в первом, так и во втором случае, его смерть
принесла боль и страдания другим людям. Как в первом, так и во втором
случае, человек зачеркнул своё будущее. В чём разница? В нашем отношении
к чужой смерти? А кто спрашивает наше мнение. Оно и является "нашим",
потому, что как правило, только нас интересует. Захотим ли мы смерти
близкого нам человека ради того, чтобы о нём вспоминали с восхищением:
"Он погиб как герой…"
Я уже не раз говорил,
и ещё раз повторю мысль о том, что абсолютно в любом деле нужно знать
меру. Когда мы не в состоянии контролировать своё эго, требующее увеличения
"дозы" чего угодно - наркотика или адреналина в крови - мы становимся
рабами своего желания. Уже не мы, а наше желание управляет нашей судьбой
и жизнью. Мы создаем себе "кумира", который впоследствии губит нас,
так как не должно быть у человека никого выше Бога и ничего важнее жизни,
которую Он нам дал.
Желая удивить людей,
и, в первую очередь потешить своё тщеславие, люди совершают поступки
абсолютно бесполезные с точки зрения пользы для окружающего мира. В
чём польза гонщика, рискующего своей жизнью ради скорости?
2. Нехорошо душе
без знания, и торопливый ногами оступится. (Библия, гл.19, стр.752)
Мы не в праве распоряжаться
своей жизнью как хотим уже только потому, что она принадлежит не нам.
Большинство людей согласны с тем, что жизнь дана нам Господом. Но разве
Он дал нам её для того, чтобы мы её транжирили и губили? Жизнь нам дана
в аренду, подобно тому, как берут в аренду квартиру или автомобиль,
при условии, что используя по назначению, мы будем следить за их состоянием.
Да, мы должны следить за своим здоровьем и развиваться физически, но
не для того, чтобы покорять горные вершины и скалы, а для того, чтобы
как можно больше прожить на земле и иметь больший запас времени на развитие
своих духовных сил, которые будут нам так необходимы в вечной жизни.
На тех же Столбах,
я видел таких людей, которым мне захотелось подражать. Они стали моим
идеалом. Я видел пожилых женщин с фигурами и осанкой молодых. Их глаза
искрились от счастья и здоровья. Судя по экипировке - обычные кроссовки,
отсутствие верёвок и мешочков с мелом - они не были фанатиками-скалолазами.
Они просто занимались своим здоровьем ради того, чтобы жить, а не для
того, чтобы погибнуть не известно во имя чего…